Сергей Глазьев против аномальной демонетизации

10 марта с.г. в гостинице Рэдиссон-Славянская состоялось бизнес-собрание «Российский бизнес и проблемы денежно-кредитной политики». Участники собрались, чтобы выработать и предложить Президенту готовый проект денежно-кредитной политики. В результате заседания была выработана резолюция по пакету нормативно-управленческих решений, оформленных, что называется, «под ключ».

Организатором мероприятия выступил «Центр научной политической мысли и идеологии» («Центр Сулакшина»). Главным событием форума стал доклад советника президента Сергея Глазьева, который он представил как свою личную точку зрения, что не умалило его сенсационности.

Сергей Глазьев и в предыдущих своих выступлениях и статьях не переставал отстаивать мнение, что России для развития не хватает денежной массы, Россия обеспечена деньгами только на 42%, поэтому деньги дорогие. Эту ситуацию и предлагается изменить.

В чьих интересах продолжает проводиться эта монетаристская политика? – ставил вопрос Глазьев. Колебания мировой экономики отражаются на всех странах, но только у нас происходит сжатие производства и падение инвестиций. Мы переживаем момент смены технологических укладов, и, как показывает весь опыт, в эти периоды наблюдаются турбулентности в мировом экономическом пространстве – финансовые пузыри, скачки цен на энергоносители, экономическая депрессия. Итак, сейчас закончился пятый уклад, начался новый (био-, нано-, когнито- и т.д.). Стартовал период экономических преобразований, который характеризуется ростом государственного влияния, государственной нестабильности и гонки вооружений.

Сегодня мир находится в угрожающем периоде, считает Глазьев. Выход из него - в эффективной денежно-промышленной политике. Самой большой и перспективной отраслью экономики, по мнению советника Президента России, становится здравоохранение – до 25 % от всех расходов бюджета, потенциал роста лежит также в образовании - до 10 %, словом, намечается крен гуманитарного характера. Суть денежно-промышленной политики состоит в эмиссии денег для решения проблем структурной перестройки экономики. Ее эффект заключается в том, что в передовых странах полностью сняты денежные ограничения.

У нас нет ограничений ни по трудовым ресурсам, ни по сырью, ни по интеллектуальной собственности. Но нам создано искусственное ограничение именно дороговизной денег. Как только ЦБ поднял процентные ставки, наша экономика пошла вниз. И при этом мы отказываемся использовать наши резервы для поддержания курса рубля. Между тем, для каждой экономики существует оптимальный уровень монетизации. Нужно поднимать уровень денежного предложения, а не сокращать, т.е. перейти на целевую кредитную эмиссию.

Помимо Сергея Глазьева выступали многие видные академики-экономисты – генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, доктор наук Степан Сулакшин, генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, доктор наук Александр Агеев, завсектором ИЭРАН, доктор экономических наук Олег Сухарев, генеральный директор Национального агентства стратегических инноваций Евгений Смирнов, доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства, председатель Русского экономического общества им. Шарапова Валентин Катасонов и многие другие видные экономисты и предприниматели.

Основными тезисами проектной записки Президенту стали следующие: 

1.​ В российской финансово-экономической системе, начиная с 1992 г., объем суверенной денежной массы существенно ниже среднемировых нормативов и до нескольких раз ниже показателей развитых и развивающихся экономик сопоставимых стран.

2.​ Недостаточность монетизации российской финансово-экономической системы формируется из-за невведенных в оборот ЦБ РФ средств; средств, избыточно замороженных в золотовалютных резервах, средств, замороженных в суверенных фондах финансовой стерилизации.

3.​ Представление о возможности эффективно таргетировать инфляцию путем сжатия денежной массы в российском случае является ошибочным.

4.​ Сдерживание оплаты труда, доходов населения, якобы в целях таргетирования инфляции, также снижает накопления в банковском секторе и депозитно-эмиссионный кредитный вклад в национальный инвестиционный портфель.

5.​ Представление о целесообразности дальнейшей минимизации государственного инвестиционного портфеля в рамках бюджетной политики ошибочно.

6.​ Мировой опыт показывает, что ремонетизация экономики возможно и приведет одновременно к снижению инфляции и росту инвестиций, а также ускорению экономического роста.

7.​ С целью восстановления монетарного фактора экономического роста и снижения инфляции целесообразно использовать опыт послевоенной Германии (система KFW), опыт Китая, других стран и, приняв политическое решение, создать государственный инструмент для ремонетизации – институт развития.

8.​ Одновременно должны быть созданы контрольные и регулирующие государственные институты с целью пресечения негативных «боковых» последствий.

Доклады, выступления, дискуссии – подтвердили единодушное мнение участников форума в том, что в распоряжении руководства России, Президента РФ В.В.Путина, поставившего задачу поиска новых источников экономического роста и развития страны, объективно имеется суверенный ресурс принятия политического решения о комплексе мер по ремонетизации финансовой экономической системы страны. Это приведет к существенному оздоровлению национальных финансов и экономики и даст импульс интенсивным позитивным социально-политическим и экономическим процессам развития.

 

Автор
Агентство СЗК

Елена Шикова

Похожие статьи