На газовом фронте без перемен
- Опубликовано 14 апреля 2016
- Экономика
- Автор: Елена Широкова
А между тем « Газпром» запланировал начало строительства газопровода «Северный поток 2» на 1 апреля 2018 года. Удивительно спокойное решение на фоне бешеной активности восточноевропейских стран во главе с Литвой и Польшей по противодействию этому проекту.
На днях в Еврокомиссии получили письмо от глав восьми государств, выступающих против строительства газопровода "Северный поток-2", реализация которого увеличит в два раза объем голубого топлива, поставляемого напрямую из России в Германию, но при этом лишит Украину, Словакию, Венгрию и Польшу доходов от транзита и реверсной перепродажи российского газа. Примечательно, что от экономических страхов подписанты перешли к политическому запугиванию, утверждая, что проект приведет к «геополитической дестабилизации и рискам усиления зависимости Германии от газа России». К слову, подпись самой Германии под этим письмом отсутствует.
«Как и троянский конь, Nord Stream 2 имеет подарочную обертку, но он создан для того, чтобы ослабить ЕС», – считает глава «Нафтогаз» Андрей Коболев. В качестве аргумента Коболев выдвигает тезис, что европейских транзитных мощностей не хватит, чтобы прокачивать все объемы с севера на юг, нарочно забывая усилия России на южном направлении, а значит цель «Газпрома» – увеличить стоимость газа для юга и востока Европы. При этом все аппелируют к нормам ЕС, предполагающим дифференциацию энергетических потоков на европейском рынке, чему, по их мнению, препятствует германо-российский проект.
Кто-то договорился до того, что «Северный поток 2» следует рассматривать как элемент гибридной войны России против Европы. Кто-то, как польский евродепутат Яцек Сариуш-Вольский, в самозапугивании дошел до мысли, что этот проект содействует усилению военной мощи России на Балтике. От имени скандинавских стран поляк заявил, что те опасаются увеличения российской военной активности в регионе и, следовательно, должны присоединиться к фронту противников Nord Stream 2.
А ведь нормы ЕС, возможно, и не распространяются на морскую часть «Северного потока 2», о чем, по некоторым данным, начинают поговаривать уже юристы Евпросоюза. А те страны, через акваторию которых он проходит – Дания, Германия, Швеция и Финляндия, – на официальном уровне своих возражений пока не зафиксировали. Да и здесь возникают вопросы. Если судить по карте проекта, газопровод вообще не идет по территориальным водам других государств, кроме Германии.
Справедливости ради, нужно сказать, что к противникам проекта относятся и наднациональные структуры Евросоюза, желающие подчинить все страны-участницы общим правилам энергопотребления, чтобы все вопросы ТЭКа, включая и национальные, решались только в Брюсселе.
В этом контексте политическая составляющая у «Северного потока 2», конечно, просматривается, но она всецело относится к самому Европейскому союзу в контексте стремительно растущего внутри него евроскептицизма и подъема правых сил. Противостояние в вопросе Nord Stream 2 ведет к расколу в ЕС между восточными европейцами и тяжеловесами, заинтересованными в его реализации. Это существенно на фоне принципиальных расхождений между Востоком и Западом в вопросе приема беженце.
А такое противостояние неизбежно. И вряд ли оно сыграет в пользу наших восточноевропейских «товарищей». Достаточно сказать, что в проекте участвуют голландско-британская Shell, французская Engie, германские BASF и E.ON, австрийская OMV. И только что стало известно о вхождении в него итальянской Saipem. Все эти страны резко увеличили закупки российского газа в прошлом году, поскольку, как утверждают европейские энергетические компании, российский газ заметно дешевле американского или катарского СПГ, а в надежности поставок «Газпрома» никто никогда не сомневался и не сомневается, о чем на днях открыто заявил министр иностранных дел Германии Вальтер Штайнмайер.
При этом, хочется отметить, что ни польских, ни литовских, ни румынских компании в списке участников Nord Stream 2 не было и нет. Выводы, как говорится, напрашиваются сами.
И хотя тот же Штайнмайер, выразив свою поддержку российско-германскому проекту, уточнил, что окончательное решение остается за Еврокомиссией, трудно себе представить, чтобы титаны европейского энергорынка просто так вздохнули бы и утерлись во имя гуманитарных принципов, провозглашенных голосистыми младоевропейцами в лице Дуды или Грибаускайте, а также примкнувшего к ним Порошенко.
Отсюда, надо думать, и спокойствие «Газпрома», который действует методично и уверенно, как и полагается слону из известной басни дедушки Крылова.