«Администрация роста» - решения Пленумов КПСС на новый лад?

Каждому понятно - чтобы решить масштабные задачи, необходимо создать руководящий орган. Особенно, если задачи масштабные, сложные, а, главное, не поддавались решению много лет. У нас, например, для стимулирования экономики решено создать «Администрацию роста». Своего рода штаб реформ. Заниматься он будет всем, что требуется для прогресса: аналитикой, стратегическим планированием, «дорожными картами» по всем направлениям, а также планами изменения налоговой системы и развития малых и средних городов. Для того, чтобы всё это внедрялось, штаб будет  наделён широчайшими полномочиями, опирающимися на специально разработанный закон, повсеместно обязательный к исполнению в любое время дня и ночи, а возглавлять все это будет руководитель в ранге вице-премьера, чтобы министерства приступали к исполнению решений без промедлений.

Говорят, история ничему не учит, а только наказывает за невыученные уроки. Экономика обладает таким же свойством. С той разницей, что может быть наказывает не так строго. Но неотвратимо. Из недавних уроков вспомним, что не спешат выполнять даже указания президента. Что же в таком случае ожидать от всего-навсего «Администрации»? А если заглянуть в экономическую историю чуть глубже (есть такая отрасль знаний), то можно найти документы пленумов и съездов могущественной коммунистической партии, решений ее политбюро, направленные на «повышение», «обеспечение», «ускорение», «внедрение», резолюции которых, оказались перечеркнутыми перестройкой и сломом режима.

Иными словами с «внедрением» как-то не получалось. И не потому, что решения были плохие или у тогдашней администрации сил не хватало. Сил у КПСС было столько, что любой самодержец позавидует. Дело в том, что экономика, как известно, «дама капризная» и не терпит насилия. Ничего силовыми, приказными методами в экономике реализовать невозможно. Как бы соблазнительно и просто это ни выглядело. Даже в плановой централизованной экономике «командного» типа. А чтобы, наконец, получилось, надо не институционально-организационные мероприятия осуществлять (всякого рода комитеты и администрации, законы о выполнении всех законов), а создавать условия для нормально и поступательного функционирования хозяйственного механизма.

Иными словами, создать условия для хозяйствующих агентов на реально рыночных условиях. Когда будет внедрена налоговая система, дающая возможность бизнесу развиваться, когда будет эффективная защита бизнеса и собственности, когда будут разработаны программы поддержки предпринимателей, когда административные и регулятивные рамки примут разумные очертания, когда будет приструнена коррупция, когда кредитно-денежная политика будет нацелена на стимулирование реального сектора – вот тогда и экономика начнет «ускоряться», «перевооружаться», «структурно перестраиваться». Сама собой, без каких-либо специальных администраций и команд сверху.

Причем государственная собственность для этого совершенно не помеха. В нормально функционирующем рыночном механизме государственные предприятия являются такими же агентами структуры, как и все остальные подчиняющимися ее законам. Только с несколько большим креном в сторону инфраструктуры и социальных проектов. Что, между прочим, создает условия для успешного функционирования бизнеса частного- крупного и малого.

Примеры Японии, Китая, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии и даже Испании, которые совершили «экономический рывок», вряд ли уместны. Эти страны сумели ускориться вовсе не потому, что завели у себя структуры, с которых хотят скопировать «Администрацию роста». А потому, что создали условия для экономического роста, для развития бизнеса. Хотя одно другому не мешает. Но главное, все-таки кроется в бизнес-климате. Вот этот пример и надо брать.

При адекватном бизнес-климате «Администрация» способна выполнять свои функции координатора, стратега и т.д. А если такого климата нет, то никакая «Администрация», ни с какими бумажными полномочиями и законами, ничего не добьется.

Михаил Беляев, главный экономист ИФРУ, ведущий аналитик Агентства СЗК

Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи