Беспилотные автомобили увеличат рынок алкоголя на 250 млрд. долларов
- Опубликовано 28 августа 2017
- Экономика
- Автор: Михаил Беляев, кандидат экономических наук
После того как премьер-министр провел совещание в «Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ)» на тему развития электромобильного транспорта и перспектив автопилотирования, стало ясно, что принципиально новые транспортные средства уже не удел отдельных мечтателей. Были подписаны даже конкретные документы, в частности, обязывающие все бензоколонки с ноября снабдить специальными розетками для заправки авто, а вице-премьеру поручено подготовить мероприятия по поддержке электротранспорта. Конечно, нам, когда по стране по разным оценкам бегает от 1000 до 2000 электромобилей пока трудно поверить в целесообразность немедленной поддержки их выпуска. Однако это тот случай, когда крайне полезно посмотреть, что же делается за границами нашей страны. А там по части автотранспорта намечается прямо-таки революция. Причина в соединении под капотом электротяги, искусственного интеллекта в виде автопилота, и внедрении каршеринга. Последнее переводится с английского как «делёж автомобиля». Проще говоря, прокат. Вот эта триада, объединившись, и вносит смуту.
Во-первых, каршеринг да еще роботизированный совершенно по-иному ставит вопрос владения автомобилем. Пока нам, для кого автомобиль символ успеха в жизни, от мысли о владении автомобилем отказаться непросто. Для стран, где автомобиль давно просто средство передвижения, возможность взять машину тогда, когда она нужна, той модели, которая подходит по ситуации, и на столько времени, на сколько требуется – повод не только задуматься, но и склониться в пользу аренды. Не надо будет думать о техосмотре, своевременной продаже и покупке нового четырехколесного друга, о страховке, мытье, угонах и т.п. При этом для особо тщеславных не исключают возможность взять напрокат роскошный лимузин или погонять на спорткаре.
Уловив тенденцию, ряд американских фирм начали продвигать абонементное обслуживание на основе обговоренного расписания. Например, можно заранее заказать и оплатить небольшой автомобиль на пару часов утром и на пару часов вечером (для поездки на работу и обратно) и джип на выходные для загородного пикника. Машина будет доставлена точно в срок. Предполагается, что особенные перспективы у абонементной формы появятся в период массового внедрения беспилотников. Человек выходит с портфелем из подъезда своего дома, а там уже ждет автомобиль, который везет, куда договорились…То же самое при поездке домой вечером. Вышел, хлопнул дверью и забыл до утра.
По оценкам специалистов «Бостон Консалтинг групп», к 2030 году в США каждая четвертая миля будет пройдена самобеглой электроколяской. Поэтому о том, чтобы внедриться в каршеринг, задумались и сами автопроизводители, которые не желают сокращать бизнес. Ведь неизбежно упадет спрос на автомобили – и меньше народу захочет их покупать в личное владение, и будут они, как уверят специалисты, более долговечными. Считается, что роботы будут ездить аккуратнее.
Задумались они и над другим. Теперь ведь надо выпускать автомобили с электомоторами. А это значит, кузов должен как-то иначе выглядеть, а кроме того - новые поставщики, новые контракты. «Вольво» через три года уже не будет производить чисто бензиновых двигателей, а «Тойота» вложила огромные деньги в разработку новых быстрозаряжающихся и емких батарей. (Сегодня есть ускоренные заправки, заряжающие машину за 3,5 часа). Кстати, уже сейчас на одной зарядке автомобиль способен проехать до 500 км. А одна Тесловская модель протянула даже 1000, поставив рекорд, правда, в порядке эксперимента. А если автомобили будут беспилотными, то необходима иная внутренняя компоновка салона – ведь место шофера теперь свободно. Словом, работа для дизайнеров.
Но если автопроизводители думают о том, как приспособиться к новым условиям, то некоторые категории, видимо, должны будут просто успеть перепрофилироваться. Поэтому в не самом веселом настроении пребывают владельцы мастерских, автозаправок и подобных заведений, обслуживающих автовладельцев. В том виде, в каком они существуют сейчас, они будут не нужны. Но можно будет перейти в компании по обслуживанию клиентов на основе каршеринга - там дополнительный персонал потребуется.
А дорожники! Прокладывая новые магистрали, они должны думать о минимальных пересечениях. Робот роботом, программа программой, но чем меньше перекрестков, тем безопаснее. И проектировать дороги с учетом технических новаций начинают уже сейчас. Потом дороги не перестроишь.
Но есть и те, кто с надеждой вглядываются в будущее. Это производители микрочипов и программного обеспечения. Ведь теперь каждый автомобиль будет оснащен более сложной и дорогостоящей информационно-вычислительной техникой.
Оживилась мысль у дизайнеров гаджетов и программ для досуга. Человек теперь не будет сжимать руль и вглядываться в дорогу. За него все будет делать робот. Чем же его занять? Поговаривают, что по дороге домой можно будет даже стаканчик виски пропустить. И это не шутка. Серьезнейшая «Морган Стэнли» полагает, что 1,5 триллионный рынок алкогольной продукции может за год прирасти на целых 250 миллиардов долларов, благодаря автопилотам!
Михаил Беляев, главный экономист ИФРУ, ведущий аналитик Агентства СЗК