Чем сегодня грозят «Северному потоку - 2»?

Газпромовская труба давно из экономического инструмента превратилась в политический. Ибо, вопреки экономической логике и соображениям элементарной выгоды, страны Восточной Европы, возгавляемые анфан террибль Евросоюза Польшей, готовы броситься в газовые объятия кому угодно – лишь бы не с Россией. 

Обещание Трампа заменить русский газ американским сжиженным вызвал в Польше прилив восторга. "Это было успехом. Не было никаких проблем, никаких препятствий для того, чтобы этот газ оказался в нашем газопорте, и это открывает дорогу к очередным контрактам. Надеюсь, что будет подписан в ближайшее время долгосрочный контракт на поставки газа из США и, таким образом, произойдет диверсификация поставок этого необычайно важного сырья в Польшу", – радуется польский президент Дуда. Тем более что терминал для приема сжиженного газа у них уже построен. 

А Трамп и не скрывает, что его задачей является вытеснить Газпром с европейского рынка, заменив его продукт американским. Пока речь о регионе Центральной и Восточной Европы. Но лиха беда начало. 

При этом принципиально надо понимать, что цена на СПГ всегда существенно выше, чем на трубопроводный газ. Так, в апреле на региональной газовой европейской бирже TTF российский газ торговался по 188 долларов. Цена же американского СПГ была заметно выше. В феврале, например, его поставки в Испанию, Португалию и Турцию обошлись в среднем в 245 долларов за тысячу кубометров. 

По данным Фонда национальной энергетической безопасности, цена безубыточности для американского СПГ в Польше – 266 долларов, в то время как российский газ обходится полякам в 195−213 долларов. 

Вряд ли желание переплачивать за газ во имя идеи независимости от российского поставщика, с которым проблем никогда не возникало, воодушевит европейские правительства последовать примеру польского партнера, однако Польша со товарищи рассчитывает, что «большой брат» заставит их наступить на горло своим интересам, а заодно разместит на ее территории хаб сжиженного газа, с помощью которого шляхтичи станут распределять «голубое топливо» по Европе. 

Упорные попытки поляков остановить набирающий ход «Северный поток – 2» до сих пор хладнокровно преодолевались и российским «Газпромом», и европейским энергетическим лобби, хорошо вложившимся в проект, и, наконец, самой Германией, кровно заинтересованной в его реализации. Однако появление на сцене Трампа с его СПГ вдохнуло в противников российской трубы новые надежды. Ведь если поставить телегу впереди лошади, то та, не ровен час, надорвется и околеет. Надо так запугать соседей по европейскому дому русской угрозой, чтобы им и в голову не пришло отказаться от заманчивых предложений американцев покупать их дорогой газ взамен хоть и дешевого, но из России. 

А если посмотреть трезво, то какие реальные препятствия «Северному потку – 2» существуют на сегодняшний день? 

Первое. Пакет новых американских санкций против России может затрагивать тех, кто инвестирует в строительство трубопроводов для российских энергоносителей или поддерживает такое строительство, то есть под удар попадают европейские партнеры проекта «Северный поток – 2» – Shell, Engie, OMV, Wintershall и Uniper, вложения которых составляют половину стоимости проекта – около 9,5 млрд евро. Берлин и Вена возмущены – но это серьезная угроза. 

Второе. Европейская комиссия планирует частично распространить требования Третьего энергопакета на подводный участок газопровода «Северный поток-2» на том основании, что последние километры трубы должны проходить уже по суше, а значит соответствовать европейскому законодательству. ЕК уже подготовила соответствующий мандат для министров энергетики стран Евросоюза. То есть «Газпрому» может быть предписано предоставить прямой доступ к трубопроводу независимых поставщиков, отдавая кому-то до 50% мощностей по поставкам, что совсем не входило в планы наших газовиков. 

Третье. Та же Еврокомиссия не оставляет попыток добиться отказа в выдаче экологических разрешений на строительство странами, через которые должен пройти газопровод. И хотя сами члены ЕК признают, что юридических оснований препятствовать проекту нет, Еврокомиссия направила-таки министрам энергетики Дании и Швеции письмо, чтобы пояснить позицию по «Северному потоку-2», в котором черным по белому сказано, что ей «не нравится проект в политическом отношении». 

Четвертое. Есть некоторые возражения со стороны фермеров с острова Рюген, посчитавших недостаточными компенсации для покидания их земель, но это, пожалуй, больше из области выжимания лучших преференций. 

Совокупность этих факторов может серьезно потрепать нервы российским газовикам, но остановить строительство вряд ли сможет. Раз уж трубопровод «Северный поток – 2» из чисто экономического стал политическим проектом, то и вес его на шахматной доске может быть приравнен к ключевым фигурам. 

На фоне резко обострившихся отношений между Трампом и Евросоюзом в лице, в первую очередь, Германии, уступить нажиму жадного заокеанского партнера означало бы потерять не только экономическую выгоду, но и лицо. А это в свете предстоящих выборов чревато потерей политической власти. Тут уже не до игрищ с русским трубопроводом. 

 Так что пусть лучше будет. А поляков, как всегда, накажет время. Ведь цена на американский СПГ еще не выставлена. А терминал уже вот он. 

Михаил Кац, Агентство СЗК

 

Автор
Агентство ФинЭк

Михаил Кац

Похожие статьи