Экономика: завлабы против прорабов

Что и говорить, к «завлабам», которые руководили перестройкой экономики, претензий немало. Заводы исчезли, рабочие места вместе с ним, чековая приватизация прошла так себе, то есть без выгод для населения вопреки обещаниям, огромные производственные комплексы почему-то оказались в руках комсомольцев. Перечислять можно долго. Соответственно, в народе сформировалось устойчивая и постоянно укрепляющаяся уверенность в том, что экономикой должны руководить хозяйственники, понимающие толк в производстве, а не в финансовых потоках и эффективном менеджменте. 

Что ж, извольте. В составе нынешнего правительства в ранге вице-премьера (!) присутствует Марат Хуснуллин, бывший заместителем мэра Москвы отвечавший за строительство в широком смысле. При нем активно сверлились туннели, строились развязки дорог и мосты, возводились корпуса жилых зданий. Сам строитель практически не покидал экран телевизора, облачившись в каску и рассказывая об успехах и перспективах. 

Имидж крепкого хозяйственника вселял надежды, что опыт распространится и на всю территорию страны, охватит всю экономику. Действительно, пока были относительно спокойные времена все так и шло. О чем сам вице-премьер докладывал в телеинтервью, правда, уже без каски и в кабинетной обстановке. Но тут грянул ковидный карантин, и работа привычной системы дала сбой. 

Вот тут-то и включить бы «вицепремьерский» уровень. Иными словами, взглянуть на ситуацию с общенациональных высот, выдвинуть системные решения. Но хозяйственник остается хозяйственником. Решения он выдвинул. Но чисто «прорабские». Не хватает строителей? А давайте завозить гастарбайтеров эшелонами, построив для них комфортабельные общежития, придумав систему защиты от вируса и налаживая движение «чартерных» эшелонов! А давайте привлекать пенсионеров на стройки - им все равно делать нечего! Попытки решить проблему на системном, общестрановом уровне – как разобраться с зарплатой, на которую согласятся наши соотечественники, как повысить трудовую мобильность между регионами – за пределами прорабского мышления. 

А как расценивать заявление, правда, неофициальное о том, что , оказывается, у нас есть регионы, которые «неинтересны». «Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат», - поделился мостостроитель сокровенными мыслями на «круглом столе» в Высшей школе экономики. 

Конечно, трудно. Это не тот регион, где нефть и газ есть, или начаты стройки федерального масштаба. Удивляет сам подход вице-премьера к классификации регионов на «интересные» и «неинтересные». Развивая свою продуктивную мысль, он сделал вывод, что регионов вообще слишком много, а среди них «есть ряд регионов, которые не в состоянии ничего выполнять…объединить их с соседями и пусть губернаторы ими занимаются». Так на то и существует федеральное правительство, чтобы разрабатывать планы развития всех регионов и помогать им в движении вперед. А не делить на «интересные и неинтересные». Кроме того , вице-премьеру хорошо бы знать, что административно-территориальное деление осуществляется не только (и не столько!) по признаку экономической эффективности. Принимаются во внимание исторические, культурные, национальные факторы. И именно они нередко становятся главенствующими при принятии решений об административно-территориальном делении. 

У завлабов не хватает знаний о конкретной экономике. У прорабов отсутствует понимание разницы между управлением стройкой и народнохозяйственным комплексом. Результаты деятельности этих «антагонистов» по факту очень похожи. Дело не в завлабах и прорабах. Дело в умении мыслить на государственном уровне.

Михаил Беляев, ведущий аналитик Агентства СЗК

Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи