Есть ли у них план?

Пока премьер-министр РФ Дмитрий Медведев пишет новый антикризисный план на 2016 год, который призван «поддержать наших граждан», правительство повышает акцизы на бензин, увеличивает налоги, вводит новые сборы и сокращает свои социальные обязательства. До массовых протестов остался год-полтора, считают исследователи ВШЭ.

Правительство РФ в ближайшее время представит антикризисный план на 2016 год. Как заявил на совещании 2 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев, с одной стороны, этот документ позволит «поддерживать экономику и, соответственно, поддерживать наших людей, наших граждан». С другой, он поможет добиться «дальнейшего улучшения условий ведения бизнеса» и создаст «задел для стабильного развития экономики».

Антикризисный план — 2016 еще не опубликован, а его критика уже просочилась в СМИ. Причем исходит она от государственного органа — Министерства финансов. Ведомство отказалось финансировать 37 пунктов плана стоимостью 210 млрд рублей (из 86 пунктов, на которые потребуется 731 млрд). Теперь работа над документом продлена еще на неделю.

Но вряд ли стоит надеяться, что антикризисный план как-то спасет экономику России. Во-первых, она по-прежнему зависит от цен на нефть, которая составляет сейчас $35 за баррель (по прогнозу ЦБ, будет колебаться в диапазоне $20–40). Во-вторых, документ создается теми же людьми, которыми был создан антикризисный план 2015 года, вызвавший вопросы у большинства экономистов уже на этапе его публикации. А по итогам года Счетная плата объявила, что он выполнен формально, и его реальная польза  лишь 30% от планировавшейся.

Пока Дмитрий Медведев пишет новый антикризисный план, подконтрольные ему министерства перекладывают часть проблем государства на бизнес и простых граждан. Вот эти меры как раз и стоило бы рассматривать как подлинный антикризисный план.

Предполагается, что это только начало: декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексей Кудрин (бывший министр финансов) уверен, что вероятность роста налогов в 2016 году на уровне 99,9%.

Дефицит бюджета в 2016 году, по прогнозу, составит 2,4 трлн рублей. Последний доклад Центробанка не особенно оптимистичен: «Инфляционное давление усилилось, инфляционные риски увеличились... Экономика возобновила снижение под влиянием нового падения нефтяных цен... Риски для финансовой стабильности в России возросли... Возобновление экономического роста откладывается как минимум до второй половины 2016 года».

Рост акцизов на бензин

Минфин хочет второй раз в году повысить акцизный сбор за розничную продажу автомобильного топлива, который до сих пор повышался не более раза в год. С 1 января акциз на тонну бензина Евро-5 уже вырос на 36%, до 7530 рублей (примерно до 5,6 рубля за литр), Евро-4 — на 44%, до 10500 за тонну (до 7,9 рубля за литр), дизельного топлива — на 20%, до 4150 (до 3,4 рубля за литр).

Очередное повышение акцизов ожидается 1 апреля 2016 года. Как сообщил «Фонтанке» представитель Минфина, на 2 рубля за литр бензина и на 1 рубль — для дизельного топлива.

«Решение не раз обсуждалось в правительстве, и хотя оно окончательно не принято, проект закона подготовлен. В текущей крайне сложной бюджетной ситуации — это единственный способ пополнить дорожные фонды. С падением нефтяных цен при прочих равных условиях равнодоходная цена на бензин на внутреннем рынке должна снижаться. При выполнении этого условия, по нашей оценке, и повышение акцизов серьезно не скажется на розничных ценах. Если цены на нефть вернутся к росту, мы предложим вернуться к прежним ставкам акцизов или снизить их», — сказали в Минфине.

Отметим, что в 2015 году средний рост цен на бензин в России составил около 5%, в январе 2016-го цены практически не изменились. Это связано с падением спроса на топливо, рассказывали «Фонтанке» участники рынка. Цены не выросли даже на фоне их постоянного роста на оптовом рынке.

Изъятие вкладов физлиц

Министерство финансов намерено узаконить процедуру изъятия у физлиц вкладов большого размера (предварительно, суммой более 100 млн) в капитал банка, если тот подвергается процедуре санации —  финансового оздоровления. Подается эта идея под видом меры по «совершенствованию системы защиты вкладчиков, чьи депозиты значительно превышают лимит страхового покрытия в системе страхования вкладов — 1,4 млн рублей».

Однако, как несложно догадаться, мера эта прежде всего направлена на сокращение расходов Агентства по страхованию вкладов, которое выдает деньги вкладчикам банков с отозванными лицензиями. Из-за всплеска борьбы с недобросовестными банками размер фонда АСВ с 2013 по 2015 год упал с 232 млрд до 40 млрд рублей, и в конце 2015 года для пополнения фонда агентству пришлось брать кредит в Центробанке размером 75 млрд.

При воплощении механизма «крупные вкладчики становятся совладельцами банка и получают возможность со временем вернуть свои вклады», говорится в сообщении Минфина. Из сообщения ведомства ясно следует, что изъятие вкладов в капитал банков позволит избежать их закрытия, а следовательно, и выплат АСВ: «[Механизм] позволит минимизировать потери крупных вкладчиков банка за счет сохранения кредитной организации на рынке банковских услуг».

По мнению специалистов, нововведение приведет к тому, что крупные вкладчики просто переложат свои деньги в крупный госбанк, который уж точно никогда не дойдет до санации (ВТБ или Сбербанк). Тем самым небольшие частные банки в очередной раз останутся не у дел. Именно из-за невозможности конкурировать с крупными и близкими к государству кредитными организациями был продан, например, банк «Александровский» в Петербурге. Многие из тех, кто не смог найти инвестора, закрылись.

Сокращение социальных обязательств

В правительстве изучают возможность ввести платеж для работающих граждан в Пенсионный фонд — сверх взносов, которые делает работодатель. Размер платежа может составить 2% от зарплаты. Он позволит ежегодно пополнять Пенсионный фонд на 400 млрд. Помимо этого, власти рассматривают идею возврата к единому социальному налогу (ЕСН) для работодателей, расщепленному в 2010 году на взносы в ПФР, ФСС и Фонд ОМС. 

При отмене ЕСН пять лет назад общая ставка выросла с 26% до 30%, поэтому вряд ли она уменьшится при возможном возврате к единому налогу. При росте нагрузки на работодателей они вынуждены будут сокращать расходы и экономить на зарплатах. Либо — переходить на серые схемы, выплачиваяденьги в конвертах. В конечном счете это приведет к уменьшению накоплений работников в Пенсионном фонде и более низкой пенсии в старости.

Помимо этого, правительство решило проиндексировать выплаты нынешним пенсионерам всего на 4% (до 13 132 рублей) при инфляции 13% в 2015 году. Наконец, выплаты для работающих пенсионеров государство решило вообще не индексировать. Более того, сейчас обсуждается вопрос полной отмены пенсий для тех, кто зарабатывает более 1 млн в год, что позволит сэкономить властям 60 млрд в год.

Налог на квартиру и ЖКХ

С 1 января 2016 года изменилась система расчета налога на имущество для физических лиц. До сих пор он рассчитывался на основе инвентаризационной стоимости имущества, которая написана в техническом паспорте квартиры, а теперь — на основе кадастровой, которую устанавливают работники государственных инвентаризационных бюро. В прошлом году они массово подняли кадастровую стоимость, в ряде случаев даже превысив рыночную. В нынешнем году налог на квартиры в Петербурге вырос, в среднем, в 1,5 раза, а через пять лет он увеличится втрое.

С нового года также вырос размер пеней за просрочку оплаты услуг ЖКХ, которые до сих пор составляли 1/300 ставки рефинансирования ЦБ с первого дня просрочки (за каждый  день). Теперь за первый месяц просрочки пени не начисляются, начиная со второго месяца они составят 1/300 ставки рефинансирования, а начиная с 91 дня просрочки — 1/130 ставки. В переводе на русский, до сих пор должники платили 0,0275% от просроченной суммы в день, или 0,825% в месяц. Теперь после трех месяцев неуплаты пени составят 0,0634% в день, или 1,9% в месяц.

Наконец, на днях на сайте Regulation.gov.ru появился проект Минстроя о введении с 1 января 2017 года «налога на мусор», размер которого будет рассчитываться исходя из количества проживающих и норматива по производству мусора на одного жителя. Еще одним критерием размера налога станет то, сортируют жители мусор или нет. До сих пор жители домов оплачивали услугу по сбору и вывозу отходов, размер оплаты которой рассчитывался по площади квартиры. Со следующего года сумма налога может вырасти для тех, кто откажется сортировать его по разным контейнерам.

 

http://www.fontanka.ru/2016/02/04/174/

Автор

Александр Аликин

Похожие статьи