Иван Грачев: Запад не откажется от украинского газопровода

Политика в последнее время все чаще вторгается в энергетическое сотрудничество России с соседними странами, в первую очередь, европейскими. И последствия этого вторжения зачастую негативны. Скажем, проект газопровода «Южный поток» стал фактически жертвой брюссельской бюрократии. 

Не лучше положение и сейчас – усилиями некоторых западных политиков и стран тормозятся или блокируются совместные с Россией исключительно коммерческие проекты новых газовых трубопроводов в Европу, включая «Турецкий поток» и особенно – «Северный поток -2». При этом в ход идут такие тезисы как «энергетическая экспансия России», «энергетическая безопасность Европы» и т.д. 

Корреспондент Агентства ФинЭк побеседовал о некоторых аспектах политизации энергосотрудничества Россия - Европа с Иваном Грачевым, членом комитета ГД РФ (шестого созыва) по энергетике, д.э.н. 

- Министр иностранных дел России Сергей Лавров на недавней встрече с европейскими бизнесменами заявил о том, что Россия будет готова продлить газопровод «Турецкий поток» до границ ЕС только в том случае, если получит «недвусмысленные, официальные, на бумаге, гарантии реализации этого проекта» со стороны Европейского союза. Согласится ли с таким условием Европа? 

- Я думаю, что с вероятностью 90% Европа на этот шаг не пойдет. Потому что украинский маршрут газопровода нужен Европе с политической точки зрения. Кроме того, здесь и чисто экономическая выгода. В ремонт украинского трубопровода необходимо вложить около 5 млрд долларов. А строительство «Турецкого потока» потребует целых 30 млрд. Понятно, что починить и поддерживать в работоспособном состоянии уже действующий газопровод дешевле, чем прокладывать с нуля новый. 

- Долгое время препятствием осуществлению проектов наших газопроводов – «Турецкий поток» и «Северный поток – 2» была негативная реакция Украины, которую учитывал Запад. Но в 2019 году контракт между Россией и Украиной по транзитным поставкам газа заканчивается. Будет ли Европа по-прежнему принимать в расчет желание Украины оставаться страной-транзитером российского газа? 

- С моей точки зрения, Запад будет по-прежнему держаться за трубопровод, идущий через территорию Украины. Хотя бы по той причине, что существующий украинский маршрут, как я уже упомянул, экономически гораздо целесообразнее, чем строительство нового. 

Есть и другие причины. Скажем, вице-президент Еврокомиссии, еврокомиссар по вопросам энергетики Марош Шевчович явно будет настаивать на украинском маршруте. Потому что в ином случае Словакия, откуда он родом, теряет около 1 миллиарда долларов. 

Поэтому, с моей точки зрения, маловероятно, что европейцы дадут твердые документальные гарантии реализации проекта «Турецкий поток» до границ ЕС. 

- Недавно Европейская комиссия и Немецкое сетевое агентство одобрили расширение доступа «Газпрома» к более 50% мощности газопровода Opal – продолжения существующего «Северного потока» по территории Германии от Балтийского моря до границы с Чехией. Он соединяет «Северный поток» с потребителями газа в Центральной и Восточной Европе, минуя Украину. Кроме того, на немецкий остров Рюген уже завозят трубы для нового газопровода, чтобы здесь их обетонировать. Можно ли все это считать началом практической реализации «Северного потока – 2»? 

- Без сомнения. Германия самая сильная страна Европы и она видит себя в роли газового хаба, откуда газ будут получать все заинтересованные европейские страны. Для Германии это выгодно и экономически, и политически. И она это сделает. 

- Польша уже грозится оспорить в суде это решение по расширению доступа «Газпрома» к газопроводу Opal. Не станет ли Польша тем камнем, о который, так сказать, споткнется газопровод «Северный поток – 2»? 

- Нет, не станет. Вся практика свидетельствует, что западные законы, и европейские, и американские, всегда трактуются так, как это нужно сильному. Германия все равно добьется, чтобы к ней были протянуты третья и четвертая нитки газопровода из России. 

Что же касается позиции Польши, то она вполне понятна. После реализации проекта «Северный поток -2» Польша лишится своего положения страны-транзитера и потеряет из-за этого порядка 1 млрд долларов. Вот она и борется против проекта. Только Польша все равно проиграет. 

- Между тем, Европарламент недавно призвал в своей резолюции страны ЕС уменьшить свою зависимость от российских поставок за счет увеличения закупок сжиженного газа, американского, в первую очередь… 

- Это все давние фантазии европейцев. Сначала они уповали на солнечную энергетику вкупе с ветряными двигателями. Сейчас – на сланцевый американский газ. А между тем, его себестоимость дороже 400 долларов за кубометр. Такой газ никогда не будет конкурентоспособен по отношению к природному российскому газу. Идеалистов среди европейских политиков хватает. А вот энергетики точно знают, что упование на сланцевый газ – полная ерунда, и замены нашему газу просто нет. 

- Насколько, с Вашей точки зрения, реально создание российской трубопроводной системы для поставок газа в Китай и страны Юго-Восточной Азии? Эта система могла бы реально снизить зависимость России от политических игр, которые устраивает Европа, и диверсифицировать наши поставки газа в формате «Восток–Запад»… 

- Известно, что Китаю требуется примерно 100 млрд кубометров российского газа. А те ветки трубопроводов, которые идут сейчас в Китай, дают примерно 60 млрд кубометров. То есть Китаю газа пока не хватает, и «западный» маршрут российского газопровода для китайцев очень выгоден. 

Но с маршрутом газопровода нам надо серьезно разобраться – стоит ли нам заниматься газопроводом, который идет только в Китай? Если он не будет идти дальше, скажем, на Индию, то, на мой взгляд, особой нужды замыкаться на этот «западный» маршрут у России нет. А вот «восточный» маршрут, который может идти и в Корею, и в Японию, для нас гораздо выгоднее. 

Беседовал Вадим Лапунов, Агентство ФинЭк

Автор
Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов
Агентство СЗК

Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов

Похожие статьи