Как ускорить рост российской экономики? В Китае знают

Темпы роста экономики неизменно выступают предметом заботы руководителей всех стран. Ведь только прирастающее производство дает доходы бюджета, которые направляются на государственные нужды, обеспечивает граждан работой с достойными заработками, наполняет полки магазинов товарами. Вот и у нас эта проблема в числе приоритетных не первый год. Но от того, что она «в приоритете», особенных сдвигов не заметно. Многие годы производство топчется вокруг одного – двух процентов, едва отличаясь от «статистической ошибки». Прогнозы тоже не слишком оптимистичны – записные прогнозисты Международный валютный фонд, Всемирный банк и наши ведомства никакого ускорения не предвидят.

Для преодоления проблемы Министерство экономического развития приняло специальную программу под названием «Трансформация делового климата». Бесспорно, важная бумага. Ведь в рыночной экономике именно от частного предпринимательства зависит, насколько успешно страна продвигается по пути социально-экономического прогресса.

Как водится, документ тщательно проработан. Во-первых, он вписан в «Основные направления развития до 2024 года», что, по мнению чиновников, уже должно обеспечить успех. Дополнительную гарантию дает разбивка на 12 направлений, среди которых технологическое присоединение к инженерным сетям, градостроительные мероприятия, регистрация прав имущества и им подобные, которые кочуют из программы в программу. Правда, без видимого результата.

Но есть и новшества. С особой гордостью сообщили о способе преодоления межведомственных разногласий, которые вроде бы выступают основным препятствием реализации планов. Для этого составлены два списка: «белый» и «список разногласий». В «белый» вносятся урегулированные вопросы, например, о цифровизации госуслуг, полезности «одного окна» для оформления документов и подобные им. В списке же разногласий, например, таможенные вопросы. И что-то подсказывает, что при наличии разногласий уровня «таможенных» возможность общаться с регулирующими органами в цифровой форме и даже через одно окно вряд ли способно оказать сильное стимулирующее воздействие на экономику.

Бизнес больше волнует доступ к финансовым ресурсам или уровень налогов, ведь частные предприятия работают ради прибыли, а не возможности своевременно сдать отчетность. А вот с этим сложнее – и ключевая ставка на уровне, сильно затрудняющем ведении хозяйственных дел, и фондовый рынок, на котором можно получить средства для стартапа, в крайне вялом состоянии.

Китай тоже озабочен темпами роста своей экономики. Правда, поводы у него несколько иного порядка – скорость хозяйственного прогресса снизилась до шести с половиной процентов, что все еще вдвое выше среднемировых. А поводы иного порядка, потому что методы поддержания развития тоже иные – те, которые не на бумаге остаются, а реально работают. Например, осенью были снижены нормы отчислений банков в фонд обязательного резервирования, что позволило выплеснуть на рынок десятки миллиардов долларов кредитных ресурсов, в начале года объявили о снижении налога на добавленную стоимость и фискальной нагрузки на малый бизнес, при этом дефицит бюджета в размере трех процентов ВВП обеспечивает стимулирующее участие государства. И что примечательно - не сказать бы поучительно - никаких разглагольствований об инфляции. Зато есть сообщения о снижении пенсионного возраста.

Иные инструменты, иные методы, иные результаты.

Михаил Беляев, ведущий аналитик Агентства СЗК

 

Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи