Как ускорить рост российской экономики? В Китае знают
- Опубликовано 29 января 2019
- Экономика
- Автор: Михаил Беляев, кандидат экономических наук
Темпы роста экономики неизменно выступают предметом заботы руководителей всех стран. Ведь только прирастающее производство дает доходы бюджета, которые направляются на государственные нужды, обеспечивает граждан работой с достойными заработками, наполняет полки магазинов товарами. Вот и у нас эта проблема в числе приоритетных не первый год. Но от того, что она «в приоритете», особенных сдвигов не заметно. Многие годы производство топчется вокруг одного – двух процентов, едва отличаясь от «статистической ошибки». Прогнозы тоже не слишком оптимистичны – записные прогнозисты Международный валютный фонд, Всемирный банк и наши ведомства никакого ускорения не предвидят.
Для преодоления проблемы Министерство экономического развития приняло специальную программу под названием «Трансформация делового климата». Бесспорно, важная бумага. Ведь в рыночной экономике именно от частного предпринимательства зависит, насколько успешно страна продвигается по пути социально-экономического прогресса.
Как водится, документ тщательно проработан. Во-первых, он вписан в «Основные направления развития до 2024 года», что, по мнению чиновников, уже должно обеспечить успех. Дополнительную гарантию дает разбивка на 12 направлений, среди которых технологическое присоединение к инженерным сетям, градостроительные мероприятия, регистрация прав имущества и им подобные, которые кочуют из программы в программу. Правда, без видимого результата.
Но есть и новшества. С особой гордостью сообщили о способе преодоления межведомственных разногласий, которые вроде бы выступают основным препятствием реализации планов. Для этого составлены два списка: «белый» и «список разногласий». В «белый» вносятся урегулированные вопросы, например, о цифровизации госуслуг, полезности «одного окна» для оформления документов и подобные им. В списке же разногласий, например, таможенные вопросы. И что-то подсказывает, что при наличии разногласий уровня «таможенных» возможность общаться с регулирующими органами в цифровой форме и даже через одно окно вряд ли способно оказать сильное стимулирующее воздействие на экономику.
Бизнес больше волнует доступ к финансовым ресурсам или уровень налогов, ведь частные предприятия работают ради прибыли, а не возможности своевременно сдать отчетность. А вот с этим сложнее – и ключевая ставка на уровне, сильно затрудняющем ведении хозяйственных дел, и фондовый рынок, на котором можно получить средства для стартапа, в крайне вялом состоянии.
Китай тоже озабочен темпами роста своей экономики. Правда, поводы у него несколько иного порядка – скорость хозяйственного прогресса снизилась до шести с половиной процентов, что все еще вдвое выше среднемировых. А поводы иного порядка, потому что методы поддержания развития тоже иные – те, которые не на бумаге остаются, а реально работают. Например, осенью были снижены нормы отчислений банков в фонд обязательного резервирования, что позволило выплеснуть на рынок десятки миллиардов долларов кредитных ресурсов, в начале года объявили о снижении налога на добавленную стоимость и фискальной нагрузки на малый бизнес, при этом дефицит бюджета в размере трех процентов ВВП обеспечивает стимулирующее участие государства. И что примечательно - не сказать бы поучительно - никаких разглагольствований об инфляции. Зато есть сообщения о снижении пенсионного возраста.
Иные инструменты, иные методы, иные результаты.
Михаил Беляев, ведущий аналитик Агентства СЗК