Крым — конец эйфории
- Опубликовано 28 сентября 2018
- Экономика
- Автор: Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
Четыре года в телерепортажах из Крыма мы видим исключительно радостные и счастливые лица. Так и было весной 2014 года. Я сам 9 мая 2014 года сделал сотни снимков на улицах Севастополя, и ни одного недовольного лица! Ну а сейчас в 2018 году в Севастополе и Ялте я не встретил ни одного человека, довольного состоянием дел на полуострове. Хотя, они, безусловно, есть среди чиновников и управленцев.
Спору нет, к 2014 году крымчан раздражала насильственная украинизация, о чем я подробно писал в своих статьях и книгах. Но главной претензией к Украине была экономическая агрессия. Чиновники и «братки» из Киева и особенно из Донецка массово захватывали заводы, земли, включая исторические парки и заказники, и другие ценные объекты на полуострове.
Какова была ситуация весной 2014 года? Крым был дотационным регионом еще при Украине, а после присоединения к России дотации в бюджет Севастополя и ЮБК достигли 60—70% уже из российского бюджета.
Казалось бы, руководство РФ должно было в первую очередь решить две главные проблемы — резко повысить уровень благосостояния населения и сделать крымские курорты конкурентоспособными с турецкими, египетскими, болгарскими и т.д.
Можно было экстренно наладить добычу углеводородов из экономической зоны Крыма в Черном и Азовском морях. По мнению специалистов, запасов углеводородов там больше, чем в Северном море. Благо, все месторождения находятся на малых глубинах — 10—80 метров. При грамотной эксплуатации этих месторождений Крым станет вторым Брунеем или Кувейтом. Увы, никаких сведений о работах в этой области в наших и украинских СМИ нет. Судя по всему, там ничего или почти ничего не делается.
Уже год российские СМИ ежедневно бьют в барабаны и славят Керченский мост. Спору нет, постройка моста — вещь хорошая. Но насколько это увеличило пробки на главных трассах Крыма!
Так, расстояние от Керчи до Феодосии порядка 100 км. По шоссе Москва — Минск их проехать можно за 40 минут. А тут — 3 и более часов. Я сам ехал на такси от аэропорта в Симферополе до центра Севастополя 2,5 часа. А сколько от аэропорта ехать до Керчи? Построили новый терминал в аэропорту Симферополе, но этот аэропорт один на весь Крым. В украинские же времена аэропорт «Бельбек» (10—30 минут до центра Севастополя) принимал самолеты из Киева, Москвы и других городов. И сейчас оный аэродром принимает пассажирские борта, но летают на них исключительно военные или VIP-персоны.
Ах, уже строится автострада «Таврида» от Керчи до Севастополя! Ее введут в строй в 2020 году или несколькими годами позже. Ввод в эксплуатацию «Тавриды» даст тот же эффект, что и постройка моста — увеличение пробок. Только на сей раз пробки увеличатся не на главной магистрали, а на улицах городов Крыма, Южнобережном шоссе и т.д.
С 2014 года улицы Севастополя, Ялты и других населенных пунктов ЮБК стали забиваться пробками. По неофициальным данным (а официальных нет) только в 2014—2015 годах число автомобилей, зарегистрированных в Крыму, возросло на 400 тысяч. В Ялте закрыли для движения ряд улиц. Повсеместно появились платные парковки, ранее неизвестные на полуострове.
Так построим широкие автострады и развязки, как в Москве? Увы, большинство улиц Севастополя и Ялты узкие и кривые. Да еще гористый рельеф местности. В 1947 году московские архитекторы предложили Сталину снести развалины и холмы Севастополя и построить там широкие проспекты. (После немцев осталось 4 целых дома на весь город). Генсек ответил коротко: «Восстанавливать, как было!»).
А сейчас и Ялту, и Севастополь застраивают сотнями бетонных коробок высотой в 20 и более этажей. Еще в 2015 году проектировщики предложили обратить 300-тысячный Севастополь в город-«миллионник».
Ялтинский юрист и общественный деятель Алексей Кожухарь писал:
«В последний месяц перед референдумом украинские чиновники решили, что пришёл их последний час и надо под конец “воды напиться”. Особенно после 1 марта 2014 года, когда Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обратился к Совету Федерации за разрешением ввести войска на территорию Украины. Если в нормальных условиях три папки на строительство и по земле оформлялись в год, то за последний месяц украинской власти в Ялте, по достоверным данным, было заполнено десять (!) таких папок. Это была дешёвая раздача ялтинской недвижимости — земельных участков и прав на ее застройку» (https://primechaniya.ru/home/news/avgust-2018/valovoj-vnutrennij-obman-zachem-pravyashhim-elitam-vvp/)
В качестве иллюстрации он привел торговый центр «Фонтан», который проглотил знаменитый ялтинский фонтан «Купальщица».
А ведь коммерсант, запечатавший жемчужину крымской архитектуры в стеклобетон, отсек от прогулочной части набережной города не только сквер Некрасова, площадью 1,6 гектаров, но и вид на ялтинские горы, имел право не на строительство пятиэтажного торгово-ресторанного монстра, а только на размещение некапитального летнего кафе-павильона с выносной стойкой бара и реконструкцию общественного туалета.
«Купальщицу» я видел, фотографировал и не мог понять, кто догадался засунуть ее этот «саркофаг».
Фонтан «Купальщица» в «саркофаге». Фото автора
Алексей Кожухарь с горечью пишет:
«Приморский парк имени Юрия Гагарина был одним из самых красивых и оживленных мест Ялты, органичным продолжением набережной города, раскинувшимся более чем на два километра вдоль побережья Ялтинской бухты.
Прогулочная площадь Приморского парка (около 350 000 кв. м.) почти в шесть раз превышала площадь набережной Ялты (около 60 000 кв. м.), протянувшейся на один километр вдоль берега моря.
В Приморском парке насчитывается более ста видов деревьев. Среди них такие редкие виды, как кедр гималайский, иудино дерево, сосна алеппская, ясень остроплодный, филлирея, восточный платан, павлония войлочная, итальянская сосна, оливковое дерево, а также кипарисы пирамидальный и лузитанский, сосна крымская, пальма вееролистная и единственная в Крыму по видовому составу роща эвкалиптов.
Но теперь из любимого места отдыха и прогулок ялтинцев и гостей города Приморский парк превратился, по существу, в жилой микрорайон, с парковкой машин хозяев апартаментов в многоэтажках на аллеях парка. Как же это произошло и по чьей вине?
Территория Приморского парка им. Юрия Гагарина, изначально составлявшая около 35 гектаров, в последние годы, благодаря стараниям властей и дельцов — застройщиков, “уменьшилась” до восьми гектаров».
Побывав в Ливадии автор был крайне удивлен, увидев огромные бетонные коробки буквально в 50 метрах от «Царской тропы». Был бы жив Николай II, его б хватил удар. А затем застройщики поехали бы как минимум в Туруханский край.
На «Царской тропе». Фото автора
Глядя на Ялту с Массандровских высот, у меня невольно возникла ассоциация с подмосковным Одинцово. Раньше Одинцово был красивейшим и престижным районом, где строили роскошные деревянные дачи московская интеллигенция и богатое купечество. В начале 1960-х в Одинцово стали сносить старые дачи и строить многоэтажные бетонные коробки. Население увеличилось более чем в 100 раз, а его плотность на 1 кв. километр превзошла Шанхай.
Но если Одинцово стало «спальным» районом Москвы, дающей работу подавляющему большинству его населения, то на ЮБК и в Севастополе работы нет. Ну а главное то, что если москвич пожелает провести отпуск в Одинцове, то его близкие срочно вызовут психиатра.
Повышая пенсионный возраст, правительство РФ пугало население тем, что к 2030 году количество пенсионеров составит одну треть населения страны. А в Крыму и так число пенсионеров составляет около 30%.
Повсеместная реклама предлагает пенсионерам и женщинам с детьми ехать на ПМЖ в Крым. Бетонные коробки в Ялте и Севастополе обвешаны объявлениями: «Продается. Продается. Продается».
В чем разница между людьми среднего класса, приезжающими в Крым на отдых на неделю-три, и переселенцами? Пара отдыхающих оставляет в Крыму за сутки (!) 10 и более тысяч рублей, то есть столько, сколько пара пенсионеров или мама с детьми не оставит и за квартал. При этом пенсионеры, мама и дети требуют поликлиник, больниц, школ, детсадов и многого другого, в котором нет нужды отдыхающим.
В Крым переселяются и мультимиллионеры. Те покупают огромные поместья и обязательно у моря, лишая мест отдыха крымчан и отдыхающих. Жители Ялты уверяют, что площадь общедоступных парков за последние 3 года уменьшилась в два раза. Поместья и виллы подключаются к водоснабжению, канализации, электроснабжению и газу, которые составляют большой дефицит на полуострове. Причем заезжие миллионеры платят за них столько же, сколько и бедные крымчане.
Сейчас правительство РФ готовит целый пакет репрессивных законов против «самозанятых». Надо ли объяснять, какой эффект произведёт их введение в Крыму? Там «самозанятых» большинство населения ЮБК и Севастополя. Сотни тысяч людей сдают жилье и оказывают самые разные услуги отдыхающим. Понятно, что посчитать их доходы властям невозможно. Введут патенты стоимостью во многие десятки тысяч рублей.
Как это скажется на стоимости отдыха в Крыму? А ведь уже сейчас цены на продовольствие в Крыму выше, чем в Москве и Петербурге. Причем, если в Москву персики доставляются за тысячи километров, а в Крыму они растут рядом. Но цена их в лучшем случае одинаковая. Каждый может войти в Интернет и посчитать, во сколько обойдется неделя отдыха в Крыму, Египте, Болгарии или Турции.
Стоит ли игнорировать недовольство крымчан? Вон в районе верховьев Москвы-реки, да и на окраинах самой столицы, посносили тысячи деревянных домиков, давая нищенскую компенсацию владельцам. Те протестовали, но их попросту игнорировали.
А вот в Крыму уже 120 тысяч «довольных» севастопольцев обзавелись украинскими биометрическими паспортами, введенными в 2015 году. Замечу, что жителей Крыма никто не заставляет получать эти паспорта. Наоборот, в центрах их выдачи в Киеве и Херсоне с крымчан требуют от 560 до 810 гривен. Ну а если хочешь получить украинский загранпаспорт, «не отходя от кассы», прямо в Севастополе, езжай в офис на улицу Героев Сталинграда. Но там платить надо существенно больше.
Не пора ли Кремлю перестать прятать голову в песок и заняться решением этих и многих других весьма критичных проблем Крыма?
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для Агентства СЗК