Либерал-монетарист Кудрин попал пальцем в небо
- Опубликовано 16 марта 2018
- Экономика
- Автор: Михаил Беляев, кандидат экономических наук
Несвоевременное предложение в экономике равносильно неправильному. Собственно, этим замечанием и можно было бы ограничиться, комментируя инициативу Центра стратегических разработок под руководством бывшего вице-премьера Алексея Кудрина по решительной либерализации валютного контроля. Непонятно, пожалуй, только одно - как в условиях оттока капитала из страны, широкого использования различного рода схем увода денег за рубеж можно было выдвинуть такую инициативу?
Однако, главный экономический стратег полагает, что можно. И для убедительности подкрепил свою позицию рядом аргументов, не особенно утруждая себя поисками действительно убедительных. Первый и главный из них заключается в том, что демонтаж валютных ограничений обеспечит макроэкономическую стабильность рубля. От либерал-монетариста иного представления о формировании курса валюты ожидать и не стоило. Однако, если вникнуть в механизм курсообразования поглубже, то станет понятно, что международный вес национальной валюты зависит вовсе не от внешнеэкономической сферы, а от внутренней экономики - ее динамики, эффективности, стабильности.
Поэтому обратим внимание на аргумент второй. А именно, ссылки на международный опыт. Естественно, американский, где , по утверждению, сторонника свободы валютных отношений, такого контроля никогда не было. Не было. Потому что он им был изначально не очень-то нужен - в стране просто отсутствует проблема перевода национальной валюты в международную. Доллар он и на территории США зеленого цвета и в международном обороте такого же цвета. («Доллар - он и в Африке доллар»). Кроме того в мировой практике пока, как это ни парадоксально, преимущественно расплачиваются «ничего не стоящими, пустыми бумажками Федеральной резервной системы». У нас обстановка иная. Рубль, конечно, заметно укрепился, но до статуса валюты, принимаемой в международных расчетах, пока не дошел.
Как водится, либералам достаточно одного примера, пусть и некорректного. Но лучше посмотреть на практику наших «одноклассников» по международным экономическим отношениям из группы БРИКС. В Индии валютный контроль существует, равно как в Бразилии. Об особенностях говорить не будем, важно, что он есть. В Китае валютное законодательство практически на уровне тотального контроля. Даже в Японии, экономика которой в высшей степени зависит от экспорта, валютный режим далек от свободного.
Таковы главные аргументы, которые, однако, не поддаются даже элементарной критике. Об аргументах «второго порядка» и говорить неловко. Они рассыпаются от первого же уточняющего вопроса. Например, утверждение, что валютный контроль обременителен для добросовестных предпринимателей. Простите, но контроль существует вовсе не для облегчения жизни «добросовестным», а для пресечения деятельности «недобросовестных», даже если «добросовестные» испытывают некоторые неудобства. И эта задача представляется более чем актуальной. Не нравится и отчетность по валютным операциям. Но, тем, кто ведет бизнес в рамках правил, у кого есть все оправдательные документы, опасаться отчетности не стоит. В отличие от тех, кто использует «дутые» контракты и оффшорные зоны. Тем более, что сейчас она формируется в автоматическом режиме благодаря прогрессу в программном обеспечении и не требует затрат ни времени ни труда. И «амнистии» капиталов жесткий валютный режим не мешает. Амнистия на то и амнистия, что позволяет вернуться капиталам, даже заработанным и уведенным не в полном соответствии с законом. И если ушедшие за границу деньги продолжают там оставаться, то значит дело в чем-то другом. Система валютного контроля громоздкая и сложная? Систему, конечно, можно упростить, а заодно повысить ее эффективность. Но причем здесь содержание? Валютная сфера (особенно с учетом геополитических факторов и усиления их турбулентности) весьма деликатна, и вряд ли стоит экономить на контроле трансграничных перемещений средств….
Экономические предложения должны быть, как минимум, своевременными. А лучше, если еще и правильными. То есть в интересах государства.
Михаил Беляев, руководитель аналитического центра «Fundery», ведущий аналитик Агентства СЗК