На Западном фронте без перемен. Пока…
- Опубликовано 10 октября 2016
- Экономика
- Автор: Ольга Великжанина
А между тем авторитетная австрийская газета Kurier заявила, что иностранные партнеры "Газпрома" по проекту строительства газопровода "Северный поток - 2" рассматривают новую схему финансирования проекта через покупку еврооблигаций российского газового монополиста, конвертируемых в акции. И первым приобретателем таких облигаций станет австрийский нефтегазовый концерн OMV, который вложит в них до 1 млрд долларов.
4 октября на полях Петербургского международного газового форума «Газпром» сообщил: несмотря на то, что Польша воспрепятствовала созданию совместного предприятия с участием E.ON Global Commodities SE, Engie SA, OMV Nord Stream II Holding AG, Shell Exploration and Production (LXXI) B.V. и Wintershall Nederland B.V., никто из партнеров не отказался от участия в проекте, и работа по нему будет продолжена.
А 5 октября стало известно, что бывший канцлер Германии Герхард Шредер возглавил совет компании Nord Stream 2 – оператора строительства газопровода «Северный поток-2».
Все это указывает на то, что крупный бизнес Старой Европы занял решительную позицию по вопросу строительства альтернативной нитки российского газопровода через Северное море. И это невзирая на антироссийскую риторику брюссельских функционеров во главе с польскими представителями, которые в проекте, кстати, вовсе не участвуют.
Европейские энергетические гиганты здраво оценивают преимущества близнеца уже действующего «Северного потока – 1». В ближайшей перспективе украинская труба не сможет гарантировать бесперебойные поставки голубого топлива в Европу. Это хорошо понимают профессионалы.
Тому есть множество причин – и изношенность украинской ГТС, в модернизацию которой требуется вложить не меньше 7 млрд долларов, но никто не спешит этого делать; и недостаточность газовых запасов в украинских хранилищах из-за политических шараханий, что грозит перебоями в зимних поставках, в том числе и Европе; и возрастающая напряженность в отношениях России и Украины; и нежелание России и дальше работать в этом направлении с ненадежным партнером.
Любые убытки в нефтегазовом секторе России и Европы распределяются поровну. И еще неизвестно, кто пострадает в большей степени.
Однако Брюссель, возможно, все же решил рискнуть. В пятницу евродепутат от Европейской народной партии Манфред Вебер, выступая перед Европарламентом, пустил пробный камень, заявив, что проект Nord Stream 2 может быть включен в новый пакет санкций против России в связи с ситуацией в Сирии. «Как вы знаете, Европейский парламент обсуждает санкции России в рамках общих политических дискуссий. Но финальное решение по санкциям будет принято только Советом Евросоюза на уровне глав МИДов», – сказал спикер Вебера.
Несомненно, заморозка проекта «Северный поток – 2» выглядит как ход конем. Но скорее всего она станет пирровой победой, если будет реализована. Судьба «Южного потока» наглядно показала, что с Россией глупо разговаривать языком ультиматумов. Сегодня не только болгарские лидеры рвут волосы на голове, «сломавшейся» на вопросе – как же вернуть российский проект?
Есть вероятность того, что в сегодняшней ситуации, когда партия той же Меркель терпит крах на региональных выборах, а число ведущих европейских политиков, желающих свернуть антироссийские санкции, неуклонно растет, брюссельским ястребам укоротят крылья сами европейцы. Во всяком случае крупный бизнес в лице энергетических гигантов вряд ли прикусит язык в угоду сиюминутным политическим интересам.
Ольга Великжанина ,Агентство ФинЭк