Нефтедобыча: отжать и выбросить

На днях глава федерального агентства «Роснедра» Евгений Киселев заявил, что подконтрольное ему ведомство не планирует объявлять аукционы на право пользования крупными углеводородными участками в 2017 году, поскольку фонд открытых нефтегазовых месторождений исчерпан. Последнее, Эргинское месторождение в Ханты-Мансийском автономном округе было выставлено на продажу 28 мая. 

Одновременно глава Минприроды Сергей Донской сообщил, что по доказанным запасам нефти в России осталось на 28 лет обеспеченной добычи: в соответствии с мировой системой классификации, если учитывать себестоимость извлечения сырья из недр, это около 14 млрд тонн или 102 млрд баррелей. Министр предупредил: «Без новых открытий добыча традиционных запасов начнет снижаться уже с 2020 года. Вырастет доля трудноизвлекаемой нефти, серьезно ухудшится экономика проектов». 

Вместе с тем в нашей стране добыча нефти постоянно растет. По данным нефтегазовой сервисной компании Baker Hughes, ни одна страна из первой пятерки нефтедобытчиков не наращивала число действующих буровых такими темпами, как в России: за первую половину года объемы бурения выросли на 16%. 

Как считает Goldman Sachs, Россия и дальше будет наращивать добычу и через два-три года побьет рекорд СССР 1987 года в 11,44 млн баррелей в день. 

Но сегодня этого роста хватает лишь на то, чтобы удерживать добычу крупнейших нефтедобывающих компаний от обвала. Иными словами, рост необходим ровно для того, чтобы избежать спада. 

Однако надо понимать, что речь идет об эксплуатационном бурении, т.е. существующие участки «выжимаются» до полного истощения, для поддержания давления на эксплуатируемом участке подземные емкости вокруг заполняются водой, что делает невозможным в будущем извлечение нефти глубокого залегания. Например, в Западной Сибири в результате истощения месторождений добыча заметно падает: Ванкор – на 5,2%, Саматлор – на 4,2%, "Оренбургнефть" – на 9,4%. "Лангепаснефтегаз", "Кагалымнефтегаз" и "Урайнефтегаз" показали падение на 9,9%, 5,6% и 7,8% соответственно, а "Покачевнефтегаз" – на 10,5%. 

Кроме того, значительные объемы добываемой нефти относятся к категории тяжелой, с высоким содержанием серы, и ее добавление экспортную трубу ухудшает качество российской Urals. 

Надо помнить также, что прогнозные ресурсы, по мнению российских геологов, составляют около 49 млрд тонн, а аналитики норвежской консалтинговой компании Rystad Energy, например, и вовсе утверждают, что Россия располагает 256 млрд баррелей извлекаемых запасов. Также на баланс государства не поставлены пока трудноизвлекаемые запасы, например, содержащиеся в Баженовской свите, поскольку на данный момент нет проверенных технологий для их добычи, и разработка подобных участков ведется опытным путем. 

Если свести к одному знаменателю все вышеперечисленные факты, то напрашивается вывод – нашим нефтедобывающим гигантам необходимо существеннее вкладываться в геологоразведку месторождений, а также поднимать технологию добычи до уровня, позволяющего более деликатно и эффективно эксплуатировать уже имеющиеся. 

Михаил Кац, Агентство ФинЭк

Автор
Агентство ФинЭк

Михаил Кац

Похожие статьи