О нефти Америки, что вытеснит с рынка российскую
- Опубликовано 21 февраля 2017
- Экономика
- Автор: А. Нальгин
Свежая порция торговой статистики неизбежно вызовет приступ антироссийского злорадства у одних, острую тревогу у других и чувство горького сожаления у третьих.
Согласно предварительным данным, сбывается ночной кошмар нефтяных патриотов России. Впервые в истории экспорт нефти из США превысил 1 млн баррелей в сутки. Это больше, чем у некоторых стран ОПЕК – Катара, Эквадора, Ливии. Появление дополнительных объёмов на перенасыщенном нефтяном рынке способно поломать хрупкое равновесие спроса и предложения, а также сдвинуть баланс в сторону понижения цен.
По крайней мере, такая логика присутствует во многих рассуждениях.
Так чего же следует опасаться России?
Для начала констатируем непреложный факт. После того, как американские власти отменили действовавшие с 1975 года ограничения на нефтяной экспорт, тот стал расти довольно быстрыми темпами.
Что ещё интересно, растёт он не за счёт старого и проверенного потребителя, Канады, а за счёт других стран на разных континентах.
Среди этих стран есть европейские Франция с Голландией и даже Китай. То есть, традиционные покупатели ближневосточной и российской нефти.
И всё же основные экспортные объёмы из Америки пока текут не в Китай, а в Канаду. По сути, это следствие особенностей североамериканской нефтепереработки, основанной на партнёрстве в рамках NAFTA. Так сложились технологические цепочки, что порой нефть из Техаса выгоднее переработать в Британской Колумбии, чем внутри США. Притом что возить чёрную жижу приходится по железной дороге цистернами. Представляете стоимость транспортировки?
Ещё сильнее транспортные проблемы ограничивают американский экспорт в Европу и Китай. Собственно, поставки туда пока носят скорее экспериментальный, пробный характер. Совсем не факт, что по итогам они окажутся рентабельными.
Ну и прочие технологические мелочи пока ещё сдерживают спрос на американскую нефть в Старом Свете и Поднебесной. Именно поэтому объёмы поставок туда показывают такие сильные колебания в объёмах от месяца к месяцу.
Так нужно ли России преждевременно опасаться за своё нефтяное будущее?