О сущем разорении среднего класса в «этой Москве»
- Опубликовано 30 августа 2017
- Экономика
- Автор: А. Нальгин
Мой сосед решил продать свой «Гольф». Подчистую. В том смысле, что не будет покупать ничего взамен, а просто пересядет на общественный транспорт. В Москве, да.
Город немного проиграет от этого выбора. Бюджет недополучит транспортный налог, автосервисы и заправки потеряют клиента, служители порядка на дорогах лишатся одного источника дохода. А вот горожане в целом выиграют: воздух станет чище, а на дорогах будет просторнее. Но параллельно один тонкий вопрос поднимается во всей своей остроте.
Каким таким чудом из убеждённого автовладельца смог получиться примерный пешеход, причём по доброй воле?
Ответ, что не удивительно, лежит в плоскости чистой экономики. Год от года владение своим автомобилем в российской столице становится всё более накладным. Мой конь меня съел, образно выразился сосед после вечера за калькулятором. По его расчётам выходило, что теперь полстоимости автомобиля нужно отдавать ежегодно за право с комфортом торчать в ежедневных пробках.
Надо сказать, его выкладки нашли своё подтверждение на самом авторитетном уровне. Как выяснили эксперты PwC, в нынешнем году средняя стоимость владения автомобилем С-класса (Volkswagen Golf, Skoda Octavia или Ford Focus) впервые существенно превысила среднюю его цену.
По данным компании, совокупные расходы на владение личным транспортным средством достигли в Москве и городах-миллионниках 467 тыс. руб. в год, тогда как средняя цена составила 876 тыс. руб. Это с учётом платежей по кредиту, взятому на 50% продажной цены, покупки ОСАГО + КАСКО, оплаты парковок внутри ТТК, ежемесячной мойки, двукратной смены резины и честной уплаты налогов. Километраж был взят из расчёта 24 тыс. км в год, что соответствует среднестатистическим показателям.
В зависимости от класса автомобиля структура подобных расходов будет отличаться (на диаграмме она приведена без учёта затрат на платную парковку).
Самые крупные статьи – это страховки, бензин и удешевление автомобиля, начинающееся сразу по выезду из автосалона. Последнее, кстати, многие автовладельцы не учитывают в своих расчётах. Но вряд ли правильно это игнорировать.
А самое интересное – как менялись все эти издержки за последние пять лет по компонентам.
Нетрудно заметить, что всё более тяжким бременем ложится на автовладельцев оплата парковок, зона которых год от года лишь расширяется и расширяется. И топливные расходы заметно выросли в сравнении с 13-м годом, хотя нефть подешевела. Некоторые наверняка усмотрят в этом расплату за #Крымнаш, но такая версия была бы чистой воды политикой.
А вот с точки зрения чистой экономики многие люди сейчас приходят к выводу, что нерационально так дорого платить за то, что используется лишь 10-15% времени. Особенно с учётом того, что километр езды на своём автомобиле обходится в среднем в 11,5 руб., тогда как на такси – в 15-18 руб. И при полном отсутствии головной боли с парковкой и прочими нематериальными издержками.