О том, как Китай «продинамил» Россию
- Опубликовано 12 сентября 2017
- Экономика
- Автор: А. Нальгин
Как-то не складывается российский «поворот на Восток». С обнаглевшим Западом поссориться удалось, а вот наладить мир-дружбу с восточными соседями пока не очень получается. И пока тут вставлено из чистой вежливости.
Хорошую иллюстрацию этого тезиса эксперты Сбербанка России нашли на Восточном экономическом форуме. Том самом, где Владимир Путин пообещал увольнять министров за невнимание к дальневосточным проблемам, а китайский бизнесмен предложил переименовать Дальний Восток, чтобы хоть как-то оживить инвестиционный процесс там.
Восточный экономический форум во Владивостоке был практически проигнорирован первыми лицами Китая, отметили в Сбербанке. Если Японию и Корею на нём представляли премьер Синдзо Абэ и президент Мун Чжэ Ин, то китайскую делегацию возглавлял вице-премьер КНР Ван Ян. И такое не в первый раз, надо заметить.
Впрочем, независимо от статуса иностранных гостей каждый из них решал на форуме проблемы, далёкие от экономики. Синдзо Абэ снова пытался уговорить российского визави подвинуться в подходе к северным территориям (так в Японии называют несколько российских островов Курильской гряды), а его южнокорейский коллега прощупывал почву для усиления давления на КНДР. И хотя по итогам ВЭФа прозвучали заявления о контрактах на триллионы рублей, а также об инвестициях Китая в Дальний Восток, это всё по большей части обычный блеф.
Скажем, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев сообщил о 217 соглашениях на сумму порядка 2,5 трлн руб. Но по данным помощника президента по экономике Андрея Белоусова, суммарная стоимость проектов, которые будут реализовываться на Дальнем Востоке, составляет по 80 млрд руб. в ближайшие три года. Причём это предварительная оценка, которая, скорее всего, будет скорректирована в сторону понижения, а не повышения. А всё остальное – это «меморандумы о взаимопонимании», необязательные к исполнению.
Единственной реальной крупной сделкой на полях ВЭФ стало соглашение о покупке 14,2% акций Роснефти китайской компанией CEFC за 9,1 млрд долл. (оценка Reuters). Ранее речь шла о продаже данного пакета арабским фондам, однако в итоге сделка была совершена с КНР. При этом в другие сектора российской экономики хитрый Китай вкладываться не спешит. По данным ЦБ РФ, на апрель 2017 года прямые инвестиции Поднебесной в экономику РФ составляли всего 2,9 млрд долл. (против 143 млрд долл. у Кипра). По сравнению 2014 годом их объём упал в 1,5 раза.
В сущности, на Дальнем Востоке китайцы преследуют собственные интересы и просто ждут, когда этот плод сам упадёт к ним в руки. Поэтому Россию они поддерживают ровно настолько, чтобы дать ей уверенность в создании проблем США и не дать упасть раньше времени. Разумеется, ни о каком антиамериканском альянсе речи нет. Сколько-нибудь равное партнёрство с русскими тоже не интересует китайских товарищей – вовсе. Да и неравное, с правами старшего брата у Пекина, пожалуй, тоже не вызывает жгучей заинтересованности. К чему спешить, когда всё, что нужно, и так будет принесено на блюдечке с голубой каёмочкой?
Но Россия-то зачем загнала себя в подобный тупик?