Парламентарии подвергли критике правительственный прогноз развития страны
- Опубликовано 20 октября 2017
- Экономика
- Автор: Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов
В Госдуме РФ прошло заседание Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
В повестке дня заседания было обсуждение четырех вопросов: о прогнозе социально-экономического развития РФ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов; о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"; о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части установления запрета на производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции и о заключении комитета на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 25-1 Федерального закона "О защите конкуренции".
Заседание комитета. Фото автора
Поскольку прогноз развития РФ традиционно составлялся Министерством экономического развития РФ, а остальные вопросы повестки были инициированы правительством РФ, а, то основным докладчиком выступил заместитель Минэкономразвития Азер Талыбов.
По первому вопросу докладчик затронул, в основном, проблемы Федеральной службы государственной статистики (Росстат), которая с нынешнего года находится в ведении Минэкономразвития. Он отметил, в частности, что несмотря на всеобщий тренд на автоматизацию и компьютеризацию, сотрудникам Росстата по-прежнему много приходится работать с бумагами и поддерживать неэлектронный оборот документов. По этому вопросу никакой интриги не было: докладчик доложил, парламентарии после нескольких уточняющих вопросов одобрили проект.
А вот второй вопрос вызвал уже обсуждение. Дело в том, что, как сообщила Ирина Брагина, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, сейчас на мировом рынке появилась порошкообразная спиртосодержащая продукция. Никаких подробностей об этой субстанции пока неизвестно, ясно одно – при соединении с водой она превращается в некий жидкий продукт с этанолом. В России появление порошка пока не зафиксировано, но уже, по словам Брагиной, есть сайты-распространители этого товара.
В свою очередь, парламентарии выразили сомнение в том, что в текст изменений необходимо вносить запрет только на порошкообразную продукцию - ведь если удалось синтезировать спиртосодержащий порошок, то, вероятно, не так уж и сложно изобрести спиртосодержащие желе, гель или газ. Поэтому стороны решили найти некий более широкий термин для внесения его в текст изменений в закон, регулирующий производство и оборот этилового спирта.
А вот третий вопрос, прогноз социально-экономического развития РФ, вызвал уже ряд острых критических замечаний со стороны парламентариев. Напомним, что традиционный прогноз Минэкономразвития разработан в составе трех вариантов сценария: базового, консервативного и целевого. В них взаимоувязаны первичные расходы федерального бюджета и нефтегазовые доходы, рассчитанные на основе постоянных в реальном выражении цен на нефть марки "Юралс" на уровне 40 долларов США за баррель в ценах 2017 года и многие другие показатели и тенденции.
В базовом варианте сценария, который положен в основу формирования проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, прогнозируется, например, ускорение темпов роста валового внутреннего продукта от 2,1 процента в 2018 году до 2,2 процента в 2019 году и 2,3 процента в 2020 году.
Первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев (КПРФ) обозначил все три сценария различными градациями слова «плохо» - плохой, еще хуже и никудышный. По его словам, все прогнозы страдают одним существенным недостатком: ни в каком из них не видна роль министерства экономического развития. Сценарии лишь констатируют то или иное состояние, но в них нет ни одного рецепта от ведомства - как это состояние поправить в лучшую сторону.
К мнению Арефьева присоединился первый заместитель председателя комитета Валерий Гартунг («Справедливая Россия»), который адресовал Талыбову пять детальных вопросов по прогнозу.
Правительственный чиновник ответил в том духе, что прогноз строится на статистических данных, которые затем с учетом тенденций в экономике, демографии, политике экстраполируются на тот или иной период времени. Что же касается предложений и решений Минэкономразвития по управлению экономическими процессами, то они содержатся в другом документе – плане действий.
Ответ Талыбова не удовлетвори л парламентариев. Было решено, что список вопросов и претензий по прогнозу от членов комитета будет направлен в Минэкономразвития, с тем, чтобы госчиновники ответили на них письменно.
Вадим Лапунов, парламентский корреспондент Агентства СЗК