Парламентарии подвергли критике правительственный прогноз развития страны

В Госдуме РФ прошло заседание Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. 

В повестке дня заседания было обсуждение четырех вопросов: о прогнозе социально-экономического развития РФ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов; о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"; о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части установления запрета на производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции и о заключении комитета на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 25-1 Федерального закона "О защите конкуренции".

Заседание комитета. Фото автора

Поскольку прогноз развития РФ традиционно составлялся Министерством экономического развития РФ, а остальные вопросы повестки были инициированы правительством РФ, а, то основным докладчиком выступил заместитель Минэкономразвития Азер Талыбов

По первому вопросу докладчик затронул, в основном, проблемы Федеральной службы государственной статистики (Росстат), которая с нынешнего года находится в ведении Минэкономразвития. Он отметил, в частности, что несмотря на всеобщий тренд на автоматизацию и компьютеризацию, сотрудникам Росстата по-прежнему много приходится работать с бумагами и поддерживать неэлектронный оборот документов. По этому вопросу никакой интриги не было: докладчик доложил, парламентарии после нескольких уточняющих вопросов одобрили проект. 

А вот второй вопрос вызвал уже обсуждение. Дело в том, что, как сообщила Ирина Брагина, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, сейчас на мировом рынке появилась порошкообразная спиртосодержащая продукция. Никаких подробностей об этой субстанции пока неизвестно, ясно одно – при соединении с водой она превращается в некий жидкий продукт с этанолом. В России появление порошка пока не зафиксировано, но уже, по словам Брагиной, есть сайты-распространители этого товара. 

В свою очередь, парламентарии выразили сомнение в том, что в текст изменений необходимо вносить запрет только на порошкообразную продукцию - ведь если удалось синтезировать спиртосодержащий порошок, то, вероятно, не так уж и сложно изобрести спиртосодержащие желе, гель или газ. Поэтому стороны решили найти некий более широкий термин для внесения его в текст изменений в закон, регулирующий производство и оборот этилового спирта. 

А вот третий вопрос, прогноз социально-экономического развития РФ, вызвал уже ряд острых критических замечаний со стороны парламентариев. Напомним, что традиционный прогноз Минэкономразвития разработан в составе трех вариантов сценария: базового, консервативного и целевого. В них взаимоувязаны первичные расходы федерального бюджета и нефтегазовые доходы, рассчитанные на основе постоянных в реальном выражении цен на нефть марки "Юралс" на уровне 40 долларов США за баррель в ценах 2017 года и многие другие показатели и тенденции. 

В базовом варианте сценария, который положен в основу формирования проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, прогнозируется, например, ускорение темпов роста валового внутреннего продукта от 2,1 процента в 2018 году до 2,2 процента в 2019 году и 2,3 процента в 2020 году. 

Первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев (КПРФ) обозначил все три сценария различными градациями слова «плохо» - плохой, еще хуже и никудышный. По его словам, все прогнозы страдают одним существенным недостатком: ни в каком из них не видна роль министерства экономического развития. Сценарии лишь констатируют то или иное состояние, но в них нет ни одного рецепта от ведомства - как это состояние поправить в лучшую сторону. 

К мнению Арефьева присоединился первый заместитель председателя комитета Валерий Гартунг («Справедливая Россия»), который адресовал Талыбову пять детальных вопросов по прогнозу. 

Правительственный чиновник ответил в том духе, что прогноз строится на статистических данных, которые затем с учетом тенденций в экономике, демографии, политике экстраполируются на тот или иной период времени. Что же касается предложений и решений Минэкономразвития по управлению экономическими процессами, то они содержатся в другом документе – плане действий. 

Ответ Талыбова не удовлетвори л парламентариев. Было решено, что список вопросов и претензий по прогнозу от членов комитета будет направлен в Минэкономразвития, с тем, чтобы госчиновники ответили на них письменно. 

Вадим Лапунов, парламентский корреспондент Агентства СЗК

Автор
Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов
Агентство СЗК

Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов

Похожие статьи