После выборов: перемены в экономике будут, но лишь косметические

Выборы главы страны всегда ассоциируются с определенной рубежностью. Тем более, что нынешние проходили под девизом «Выбираем будущее». Так каким оно может быть? Каких перемен стоит ожидать?

Запрос на перемены в экономической области можно считать сформированным. Об этом свидетельствуют итоги голосования. Хозяйственник занял второе место, набрав почти 12 процентов голосов. По данным избиркома на середину прошлого года (а с тех пор данные практически не изменились) численность избирателей, участников референдума, как в пределах России, так и за рубежом составила около 110 млн. человек. Проголосовали почти 70 миллионов. То есть около 8,5 миллиона граждан – причем наиболее активных- обозначили свои надежды на новации в области экономики.

Будут ли перемены, сказать трудно. Скорее всего, будут. Власть не может не отреагировать на запрос избирателей - это раз. И два - все отчетливее осознается, что прежняя модель либералов, стержнем которой является невмешательство в хозяйственные процессы, а лишь управление финансовыми потоками, кроме тупика никуда завести не может.

Однако, и на радикальные перемены рассчитывать тоже не стоит. Правда, экономика не терпит никаких резкостей и нередко отвечает на них прямо противоположным образом по сравнению с ожидавшимися. Настораживает то, что вряд ли изменится вектор экономической политики. Косметические изменения произойдут, но не затронут сложившийся хозяйственный механизм.

Попробуем аргументировать предположения. Во-первых, сложившаяся модель (ее истоки в самом начале перестройки) даже при нынешнем руководстве страной существует без малого два десятилетия, без какой-либо конструктивной реакции на ее критику со стороны экспертного и делового сообщества. Так по каким причинам она должна претерпеть изменения именно сейчас? Глубоко укоренилось представление о том, что курс в целом верный, только нуждается в кое-каких корректировках. Вот ими и ограничатся.

Два ключевых ведомства, управляющие макропроцессами – Минфин и Центробанк вне критики. А раз вне критики - значит ничего менять не будут. Минфин уже заявил о намерении сбалансировать бюджет в ближайшие два года, а это означает, что надежды на снижение налоговой нагрузки придется отложить. Хотя очевидно, что в таких условиях бизнес работает с повышенным напряжением и вряд ли выведет темпы роста ВВП на повышенные показатели. А относительно денежно-кредитной (епархия Центрального Банка) избранный президент, общаясь со штабом и доверенными лицами, объяснял, почему надо было сначала подавить инфляцию. То, что в результате противоинфляционных мер мегарегулятора затянулась и финансовая петля, сдерживающая развитие экономики, осталось за пределами беседы.

Но это лишь косвенные, если не сказать эмоционально окрашенные соображения. Более жесткие с экономической точки зрения ассоциируются с предложениями Центра стратегических реформ, который на днях обнародовал четыре задачи, которые следует решить в ближайшие два года. Свежестью они не отличаются. Во-первых, главные стратеги предлагают реформировать систему государственного управления. Естественно, не уточняя каким образом и во имя чего. Обсуждать этот тезис даже и не стоит, поскольку на самом деле задача иная – не изменение управления существующей моделью экономки, а изменение самой модели. Слова вроде бы одни и те же, а смысл совершенно разный.

Пронизанный идеями гуманизма призыв повысить бюджетные расходы на образование, медицину и прочие социальные статьи вроде бы должен вызвать одобрение. Не без того. Эти сферы неизменные и беспроигрышные по критическому накалу участники новостных телесюжетов. Но расширение таких ассигнований имеет вполне очерченные границы. Необходимы ресурсы для развития экономики. Именно развитое и расширенное реальное производство будет наполнять бюджет и снабжать учителей и медиков деньгами. Над разумной пропорцией расходов и стоит задуматься, а не выдвигать лозунгово-категоричные тезисы.

И наконец, о цифровой экономике и ее экспортной направленности. Точнее о замене сырьевой экономки на цифровую. Дело в том, что в одну корзинку свалены разные по экономическому смыслу понятия. Сырье и энергоресурсы производят определенные отрасли. А «цифровизация» имеет отношение лишь к устройству этих отраслей, базе, на которой они работают и управляются. «Цифровыми» могут быть и сырьевые отрасли. Аналогия – век пара и электричества. Цифровые технологии это лишь технологии, новые принципы функционирования отраслей. Поэтому говорить надо о диверсификации экономики на новых, передовых принципах. То есть цифровых. Вот это и есть цифровизация экономики. Хотя сама информационно-технологическая сфера потребует дополнительных (и немалых) рабочих мест и превратится в отрасль. Но в отрасль, обслуживающую остальную экономику, производящую металл, кирпичи, бифштексы, зерно.

И последнее - непременная ориентация на экспорт. Видимо, это рудимент прежних времен, когда в экспорте и в зарабатывании валюты виделись символы процветания страны. Экспорт, несомненно, полезен. Внешнеторговые операции позволяют реализовать преимущества международного разделения труда, закупать оборудование и товары для населения. Но еще важнее развивать внутреннее производств (на цифровой базе и на уровне мировых стандартов!), создавать рабочие места с достойными заработками. Тогда снимутся многие социальные проблемы, более активно будет наполняться бюджет, расширится спектр экспортных товаров.

Как-то так. Если вникнуть в суть экономических явлений и задач, а не ограничиваться призывами и лозунгами.

 

Михаил Беляев, руководитель аналитического центра «Fundery», ведущий аналитик Агентства СЗК

Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи
ВТО уже не то
03 сентября 2018

ВТО уже не то

Разумеется, нам очень досадно, что США не исключили возможность выхода из Всемирной торговой организации (ВТО)....