Правительство показало контуры «новой волны»

Стали известны масштабы «новой волны» приватизации крупнейший государственных компаний федерального уровня, которая входит в трёхлетний план развития экономики России. Эти данные были изложены в проекте бюджета РФ, внесенного в Государственную думу.

Как сообщило агентство Bloomberg, приватизационные планы более чем масштабные. Государство полностью продаст свои доли в капитале Новороссийского морского торгового порта (НМТП), Объединенной зерновой компании (ОЗК), завода «Кристалл», а также «Ростелекома».

В капитале банка ВТБ доля государства будет снижена до 25% плюс 1 акция, в «Совкомфлоте» — также до 25% плюс 1 акция. Будет продана государственная доля в «Транснефти», которая составит 75% плюс 1 акция. В компании «Зарубежнефть» госпакет будет снижен до 90%, в ГТЛК — до 75% плюс 1 акция. Предполагается снижение доли в «Русгидро» — до 50% плюс 1 акция, а также до 2020 года продажа 8% акций АЛРОСА и 25% акций РЖД.

Однако приватизации не будут подлежать такие предприятия, как Уралвагонзавод, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), «Аэрофлот» и аэропорты «Шереметьево» и «Внуково».

Сообщается, что Министерство финансов РФ планирует, что в 2017 году в бюджет поступит около 130 млрд руб. доходов от продажи пакетов ВТБ и «Совкомфлота», в 2018–2019 годах — по 14 млрд руб. от реализации иного госимущества.

Новая волна приватизации, по сути, является едва ли не последним средством в глазах правительства, способным спасти государственный бюджет от сваливания в пропасть дефицита. Российская экономика, которой пока не удается выйти из кризиса, вызванного падением цен на углеводороды и напряженной международной обстановкой (прежде всего, экономическими санкциями) не способна обеспечить его наполнение, и власти вынуждены изымать деньги из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Однако эти фонды, по оценкам экспертов, будут исчерпаны в конце 2017 или в 2018 году.

«Предложенная правительство программа приватизации столь крупных активов, в принципе, способна решить проблему бюджетного дефицита. Вопрос состоит в том, как пойдет ее реализация и будет ли она вообще реализована в соответствии с намеченными планами, - считает экономист Светлана Голубева. - Во-первых, вспомним, с какими проблемами шла приватизация «Башнефти». Как, по сути, были отодвинуты все потенциальные участники ради одного победителя. И как для этого было приказано считать государственную компанию негосударственной. Во-вторых, само слово «приватизация» вызывает в обществе далеко не однозначную реакцию. Для многих оно связано с процессами, которые шли в России в 90-х годах, когда предприятия, в том числе и имеющие стратегическое значение, за бесценок переходили в частные руки. Из них выжимали все возможное, затем банкротили и продавали, нанося серьезный ущерб целым отраслям отечественной экономики. А ликвидировать этот ущерб приходилось государству и опять за бюджетные деньги».

 

Валентина Мансурова, Агентство ФинЭк

Автор
Валентина Мансурова
Агентство СЗК

Валентина Мансурова

Похожие статьи