Предприниматель – от слова «предприимчивый»
- Опубликовано 17 апреля 2020
- Экономика
- Автор: Михаил Беляев, кандидат экономических наук
Аналитики трудятся не покладая рук, выдавая один прогноз за другим. И каждый следующий мрачнее другого. Похоже, что они даже соревнуются между собой – кто пострашнее напишет. Наверное, напугать надо. Ведь обычно после шоковой встряски действовать начинают активнее. Вопрос в том, в каком направлении.
Национальное рейтинговое агентство, собравшее под свои знамена знатных экспертов, выдало ошеломляющие цифры – экономика потеряет 18 триллионов рублей, а число безработных достигнет 15,5 миллионов. Для понимания масштаба грядущего бедствия – годовой бюджет страны около 20 триллионов, а в экономике работают около 70 миллионов человек. Похоже на предсказание коллапса, и с этим надо что-то делать.
Государство предпринимает буквально беспрецедентные усилия. И по скорости реакции на проблемы, и по применяемому инструментарию, и по суммам. Но, что называется «вести с мест», не свидетельствую об их эффективности. Кому-то «мало», кому-то «не то», кому-то кажется, что «там у них и больше и лучше, а вот у нас….».
В этой связи хочется напомнить, что рыночная экономика коренным образом отличается от плановой социалистической, что предприниматели (владельцы бизнеса) отличаются от «красных баронов» (директоров соцпредприятий) гибкостью, адаптивностью, предприимчивостью. Предприимчивостью не в смысле ухода от налогов и работы в «тени» без каких-либо обязательств, а в смысле настройки своей деятельности на потребности рынка и выпуска продукции наилучшего качества. Проявления этих качеств ожидают от них и в критические времена.
Государство в сложившихся условиях помогает предприятиям и работникам, дает прямые субсидии на зарплату, предлагает бесплатные кредиты для сохранения рабочей силы. Но «хозяйчики» (В.И. Ленин) реагируют слабо. Запрошено всего 3,5 тысячи таких кредитов, а реально выдано 400 миллионов рублей. В представлении «предпринимателей» значительно лучше проявить предприимчивость (или изворотливость?) и, несмотря, на прямой запрет отправить работников в неоплачиваемый отпуск (естественно, «добровольный») или вообще уволить, а не брать кредит, который хоть и беспроцентный, но все равно подлежит возврату. А потом присоединиться к общему хору просителей, ссылаясь на свою необыкновенную полезность для экономики и общества, не поясняя в чем она, собственно, заключается. Если только не считать личного благополучия. Перестроить деятельность, придумать новые формы работы и продукции, поменять сферу деятельности, наконец, – на этом направлении фантазия буксует.
Сложно, конечно, что-то придумывать. Даже будучи предпринимателем. Но вот китайские предприниматели, например, в не менее сложных условиях нашли в себе силы не сдаваться и не идти с протянутой рукой к государству. Один крупный автоконцерн (в его капитале Дженерал Моторз), когда спрос на автомобили упал на 90 %, стали шить медицинские маски. Автопроизводитель стал шить маски! И расширение финансовой бреши сдержал и репутацию укрепил. Другие китайские предприятия в условиях карантинных ограничений на передвижения людей при первых же признаках оживления налаживали чартерные автобусные и даже авиационные перевозки работников из удаленных районов, стали переводить тружеников на почасовую оплату, чтобы стимулировать у них интерес к продолжительному рабочему дню, организовывали курсы подготовки и переподготовки, чтобы быть готовыми к новым рыночным вызовам….
Вот это называется гибкостью и предприимчивостью, которые выливаются в высокие темпы роста экономики. Предприниматель должен быть предприимчивым, а не иждивенцем.
Михаил Беляев, кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК