Роботы за рулем меняют мир

Пока идут дискуссии насчет будущего туманных «финтехов», «блокчейнов» и «криптовалют», касающихся финансовой сферы, зримые перемены вовсю идут в самой народной отрасли – автомобилестроении. Наступление на традиционные транспортные средства ведут роботы, которые теперь не только автомобили делают, но и собираются сами сесть за руль. По мнению экспертов, в течение ближайших 5 лет роботизированные автомобили будут основными экспонатами автосалонов, а через 15 - займут доминирующие позиции на дорогах. Предполагают, что это приведет к серьезным изменениям в социально-экономической сфере – снизятся дорожные аварии, сократятся вредные выбросы в атмосферу, а также существенно ослабнет стремление к непременно частному владению транспортным средством.

Но изменения будут шире и глубже. Не все из них к лучшему, но и далеко не все к худшему. Многие из них вообще гипотетические. Но бесспорно одно - научно-технический прогресс остановить нельзя. Это даже не обсуждается. Обсуждаться должно то, как к неизбежным переменам готовиться. Среди наиболее вероятных следующие:

  • Целые профессии перестанут быть востребованными – нетрудно предположить, что, прежде всего, это коснется профессиональных водителей (легковых автомобилей, городских автобусов, большегрузных трейлеров), соответственно снизится загрузка страховщиков, призадумаются о целесообразности продолжения бизнеса владельцы автозаправочных станций и парковок. Государству придется думать или о профессиональной переориентации или о «безусловном базовом доходе для потерявших работу.
  • Поскольку роботизированный транспорт будет преимущественно общественным, то изменятся требования к автомобилестроительной отрасли – техническим характеристикам транспортных средств, дизайну, компоновке и т.д. Значит, придется перестраиваться конструкторам, автопроизводителям, испытателям.
  • Другими станут заправочные станции, при этом увеличение числа электромобилей потребует развития децентрализованной сети, что для рабочих мест неплохо.
  • Поскольку снизится потребность в парковочных площадках (ведь «автолюбителей» станет меньше), освободятся площади для нужд городского развития, но владельцы парковок столкнутся с пониженными прибылями.
  • Но есть и плохая новость для городских властей - снизятся поступления от оплаты парковочного места, и города будут вынуждены искать другие источники дохода. Нетрудно догадаться, что с помощью новых налогов. Мера непопулярная, а потому негативно отражающаяся на социальном климате.
  • Возникает и не сразу приходящая на ум морально-этическая проблема. Программистам придется решать мрачноватую задачу выбора между «жизнью и смертью». Простой пример. Если на дорогу внезапно выскочил пешеход: о ком должна «заботиться» программа в первую очередь? О пешеходе или о пассажирах? А если пешеходов два, а пассажир один? А если дети? А если остаются семьи? При этом задача должна быть решена до того, как приняты регулирующие нормы.
  • Предположительно увеличится срок ожидания органов для трансплантации, поскольку снизится количество аварий, в том числе, с летальным исходом.
  • Пострадает бизнес компаний, занимающихся сдачей машин в аренду, а также торговцев подержанными автомобилями.
  • К 2030 году распространение электрических автомобилей существенно снизит потребление нефти и нефтепродуктов, и это долгосрочная и необратимая тенденция.
  • Но плотнонаселенные города ощутят позитивные последствия распространения электро-автомобилей, в частности в отношении проблемы «города и его окраин». Более свободные дороги и менее плотные пробки повысят привлекательность ближайших пригородов, куда вероятнее всего, переместятся нынешние жители городов.
  • Роботизированные такси дадут импульс дальнейшему развитию адресной доставки продуктов питания и других товаров, что снимет «кулинарную» нагрузку с домашних хозяйств, а одновременно поставит под вопрос наличие большого числа торговых предприятий в городе.

Некоторые из перечисленных изменений (которые уже «здесь и сейчас») воспринимаются с энтузиазмом, некоторые (особенно в профессиональной сфере) с грустью. Однако о чем совершенно не придется сожалеть, так это о том, что на дорогах станет спокойнее, снизится проблема утилизации старых автомобилей, а вредных выбросов в атмосферу будет значительно меньше.

Михаил Беляев, главный экономист ИФРУ, ведущий аналитик Агентства СЗК

Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи