Сергей Глазьев: Зачем паникует министр экономики?
- Опубликовано 08 февраля 2016
- Экономика
- Автор: Сергей Глазьев
Новая волна приватизации — это переход государственных объектов в частные руки. Но есть отличия от предыдущих приватизаций. Ранее они проводились больше по политическим мотивам. Идеологи приватизации говорили о необходимости пройти «точку невозврата».
Первую приватизацию проводил известный персонаж, который в соответствии с классиками марксизма говорил, что всё решают отношения собственности. Приватизация шла с грубыми нарушениями закона, по политическим мотивам. Как считали марксисты, перекрасившиеся в антимарксистов, главный способ перехода от социализма к капитализму это приватизация. И была развернута антизаконная приватизация, когда вопреки решению Верховного Совета вместо именных чеков были предложены «ваучеры». И получилось самое масштабное в мире присвоение государственной собственности. Приватизация приобрела характер «великой криминальной революции», как сказал об этом Станислав Говорухин.
Собственность получило большое количество криминальных элементов, которые разорили заводы, выгнали на улицу рабочих, цеха превратили в складские помещения, присвоили себе оборотные средства и уехали за рубеж.
Второй эпизод приватизации был связан с залоговыми аукционами, когда крупные доли госсобственности были фактически подарены приспешникам тогдашнего президента. Это была мошенническая операция под прикрытием сделок, как установила потом Счетная палата.
Впервые наш президент Владимир Владимирович Путин хочет добиться приватизации в рамках закона, в соответствии с международными кредитными стандартами, с соблюдением национальных интересов. С абсолютно легальными источниками финансирования сделок по приватизации. Вот такая приватизация — новое для нас явление. Если, конечно, правительству удастся выполнить все указания президента. Что требует большого количества времени.
Поэтому меня удивило заявление Улюкаева, что продавать надо будет на падающем рынке. Но чтобы приготовить приватизацию со всеми ограничениями, о которых сказал президент, требуются годы. Об этом говорит весь международный опыт.
Спекулянты обязательно будут скупать неконтрольные пакеты акций. Надо посмотреть, у кого за последние годы образовались сверхприбыли. Достаточно посмотреть на Московскую биржу. Центробанк отказался от своей прямой обязанности обеспечивать стабильность курса рубля, и появились колоссальные возможности для извлечения сверхприбыли, манипулируя курсом национальной валюты. По оценкам экспертов, с середины прошлого года, когда ЦБ заявил о переходе к свободному курсу рубля, начались махинации с курсом. По оценкам экспертов, мошенники могли заработать до 50 млрд. долларов. Вот они и могут стать главными бенефициарами приватизации.
У производственников денег нет. Производственная сфера сегодня находится в «лежачем» состоянии, у нее нет оборотных средств, большую часть прибыли приходится отдавать банкирам в счет погашения процентной ставки. Единственный источник сверхприбыли в экономике последние два года — валютная биржа, где норма прибыли достигает 80% и выше. Те, кто манипулируют курсом рубля, имеют возможность извлекать сверхдоходы за счет обесценивания доходов и сбережений всех остальных. Мне кажется, срочная приватизация и рассчитана на спекулянтов.
Ход приватизации зависит от того, будет ли спрос за выполнение ограничений, о которых говорил президент. В 90-е приватизация шла через инвестиционные конкурсы, но большинство инвесторов не выполнили своих обязательств. И никто их за это не наказал. У них не отобрали предприятия, которые они разорили. Главный вопрос — будет ли эффективный механизм контроля.
Сейчас от министра экономики пошли заявления, что бюджет в плачевном состоянии, его надо спасать, срочно продавать нефтяные компании. В нынешних условиях это означает: придется продавать за бесценок, что не позволит выполнить все ограничения по приватизации, о которых сказал президент. Ажиотаж, который поднимает министр экономики, меня очень сильно смущает. Возникает подозрение, нужна ли приватизация бюджету или прежде всего бенефициарам этого процесса.
Есть много других способов пополнить бюджет и закрыть дефицит средств. Можно провести эмиссию государственных обязательств, чем занимается большинство стран мира. Американцы эмитируют доллары для приобретения своих же собственных казначейских обязательств, в Европе эмитируют евро под покупку государственных обязательств европейских стран.
Мы можем подумать об увеличении экспортной пошлины для экспортеров сырья. Можно обложить налогом сверхприбыли. Как известно, колбаса, пока дойдет до московского прилавка от производителя, в цене поднимается в пять раз. Встает вопрос: куда же растворяется прибыль посредников, почему ее нет в налоговой базе?