"Только в полёте..." - российская авиация подводит итоги

Российская гражданская авиация - не самая публичная, по разным причинам, отрасль народного хозяйства - недавно подвела итоги своей работы за прошлый год. О том, что удалось сделать в 2016 году, какие основные задачи на 2017 год и краткосрочную перспективу стоят перед ней сейчас, говорилось на заседании итоговой коллегии Федерального агентства воздушного транспорта.

Если коротко, то выступления руководителей отрасли сводились к одному - ожидали худшего, но этого, слава Богу, не произошло, как по объективным, так и по субъективным причинам.

Действительно, многие эксперты выдавали неблагоприятные прогнозы для отечественной авиации, ссылаясь на общемировые экономические проблемы, неблагоприятную рыночную конъюнктуру, финансовые и операционные трудности у многих крупных авиаперевозчиков и т.д. Тем не менее, произошедший спад некоторых производственных показателей был ниже предсказываемого , отрасль достаточно успешно справлялась с возникавшими проблемами.

"В целом по отрасли, динамика перевозок незначительно отрицательная, но не критичная, - заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько. - Коммерческие авиакомпании перевезли более 88,5 млн. пассажиров, в 2015 – 92 млн. пассажиров (уменьшение на 3,8%)".

Он отметил, что 35 авиакомпаний, на чью долю приходится практически 99% перевозок, нарастили свои объемы на 11%. Таким образом, провала рынка не случилось.

"Это очевидный позитивный результат слаженной работы всей отрасли", - сказал Александр Нерадько.

В прошлом году количество обслуженных российскими аэропортами пассажиров превысило 160 млн. человек (на 3 млн. больше чем в 2015 году).

Снижение объемов перевозок произошло на международных линиях – 32,2 млн. пассажиров в 2016 году по сравнению с 39,5 млн. в 2015 году. Основная причина - отсутствие авиасообщения с Украиной, Египтом и Турцией. Зато на внутренних воздушных линиях пассажиропоток увеличился на 7,3% - было перевезено более 56 млн. пассажиров( в 2015 году 52,5 млн.).

В ТОП-5 российских авиакомпаний входят «Аэрофлот – российские авиалинии», «Сибирь» (S7 Эйрлайнз), «Россия», «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии», которые в течение 2016 года перевезли 59,7 млн пассажиров, что на 19,3% больше, чем в позапрошлом 2015 году. Доля этих авиакомпаний в общем объёме перевозок составила 67%.

Пятерку крупнейших грузовых авиакомпаний составляют «ЭйрБриджКарго», «Аэрофлот – российские авиалинии», «Сибирь» (S7 Эйрлайнз), «Волга-Днепр» и «ЮТэйр». В прошлом году они перевезли почти 768,7 тыс. тонн грузов и почты, что на 3,3% больше, чем в 2015. Доля этих авиакомпаний составила 78,7% от общего объёма грузовых авиаперевозок в России.

Отечественные аэропорты обслужили в 2016 году 159.5 млн. пассажиров (на 1,2% больше чем в 2015 году). Первое место занимает Шереметьево (33,6 млн. чел.), затем - Домодедово (28,5 млн. чел.), Внуково (13,9 млн. чел.), Пулково (13,2 млн. чел.), Сочи (5,2 млн. чел.).

Авиапарк российских компаний составляют примерно 270 «Аэробусов», около 260 «Боингов», приблизительно 50 самолетов «Сухой Суперджет-100», 43 самолета Як-42, 64 самолета Ан-24/26. В коммерческой эксплуатации также находятся 11 самолетов Ту-204: восемь пассажирских Ту-204-100 - в авиакомпании «Рэд Уингс» (Red Wings), три грузовых Ту-204 - в авиакомпании «Авиастар-Ту».

Больше всего самолетов в авиапарке «Аэрофлота» – 188 машин, затем у авиакомпании «Россия» – 67 самолетов, «ЮТэйр» – 63 самолета, «Сибирь» (S7 Эйрлайнз) – 46 самолетов и «Уральские авиалинии» – 38 машин.

В 2016 году в гражданской авиации насчитывалось 232 аэропорта, в том числе 73 – международных. В эксплуатацию были введены терминалы в аэропортах Волгограда, Самары, Нижнего Новгорода. Модернизирован аэровокзал Рощино в Тюмени. Реконструируются аэропорты Хабаровска, Калининграда, Саранска, Норильска, Кызыла, Ульяновска, Нижнекамска, Улан-Удэ, Домодедово, Шереметьево. Строится новый аэропорт вблизи Саратова.

Надо отметить, что несмотря на сдержанный оптимизм, руководители отрасли прекрасно сознают весь объем неотложных задач, решением которых надо будет заниматься в ближайшее время: это и обновление авиапарка, подготовка кадров, совершенствование наземной инфраструктуры, вопросы безопасности полетов и многое другое.

Больным вопросом остаются сотни заброшенных аэродромов, ликвидированных внутренних рейсов. Очень важно обеспечить внутренние авиаперевозки на социально значимых маршрутах, особенно на тех, где не существует другой альтернативы транспортному сообщению. Это также относится и к воздушным перевозкам пассажиров с Дальнего Востока и из районов Крайнего Севера в европейскую часть страны, в города Симферополь и Калининград.

Ну самый "больной" вопрос, который больше всего беспокоит авиапассажиров - вопрос безопасности полетов.

"Реализация комплекса мер по профилактике авиационных событий позволила закрепить тенденцию к снижению частоты и тяжести авиационных происшествий в коммерческой авиации и обеспечить приемлемый уровень безопасности. При магистральных пассажирских перевозках на самолетах в российских авиакомпаниях погибших и пострадавших не было, - заявил Александр Нерадько. - Именно этот показатель является основным для оценки уровня безопасности полетов в Международной организации гражданской авиации".

Тем не менее, при полетах на вертолетах и выполнении авиационных работ в 2016 году произошло 16 авиационных происшествий, в том числе 6 катастроф с гибелью 29 пассажиров и членов экипажей. С воздушными судами авиации общего назначения произошло 36 авиационных происшествий, в том числе 17 катастроф с гибелью 30 человек и 19 аварий.

Угрозу безопасности создают и так называемые «недисциплинированных пассажиров» (таким эвфемизмом чиновники гражданской авиации называют пьяниц и дебоширов, устраивающих скандалы на борту воздушного судна). За последние три года из-за таких пассажиров было совершено 15 вынужденных посадок. В 2016 году 1180 пассажиров были не допущены к перевозке, к административной ответственности привлечено 1164 человек, к уголовной - 116 человек, 459 пассажиров было снято с воздушных судов.

Ну и, наконец. самый больной вопрос - терроризм. В прошлом году терактов на объектах транспортной инфраструктуры и на воздушных судах не было. Однако в соответствующие органы поступило 132 сообщения с угрозой их совершения. Было также выявлено и пресечено 10 несанкционированных проникновений на объекты гражданской авиации.

В целом. специалисты по авиационной безопасности признают, что сообщения с угрозами в отношении аэропортов и самолетов поступают практически каждый день. Однако здесь действует непреложное правило - по каждому сообщению всегда и в полном объеме принимается весь комплекс антитеррористических мер, пусть это могут быть ложные угрозы или учения.

 

Сергей Рахманов, Агентство ФинЭк

Автор
Агентство ФинЭк

Сергей Рахманов

Похожие статьи