ВТО уже не то

Разумеется, нам очень досадно, что США не исключили возможность выхода из Всемирной торговой организации (ВТО). Мы потратили почти 18 лет на вступление в этот клуб, а теперь окажется, что напрасно. Ведь не секрет, что подавляющее большинство так называемых «международных» организаций, по сути, являются инструментами американской глобальной политики. И деньги на свое, прямо скажем, безбедное существование получают от дядюшки Сэма.

Когда этому старичку в куцем фраке и помятом цилиндре, как его изображали советские карикатуристы, что-то приходилось не по душе, он тут же грозил - нет, не сухоньким кулачком, а вполне себе увесистым долларом. Как правило, сигнал воспринимался с желательными для США последствиями. Чиновники, привыкшие к хорошему жалованию, предстоящим пенсиям и социальному пакету, сильно смягчали свои «принципиальные» позиции. Вот и на сей раз президент США, указав на то, что ВТО «плохо» относится к его стране, пригрозил ее покинуть, если она не исправит свое поведение.

Что и говорить – тон капризный. Но речь ведь идет о серьезной организации. В ее состав входят более 160 стран мира, а официальными целями является либерализация международной торговли, регулирование торгово-политических отношений. Что же будет, если она развалится? И только ли в капризах эксцентричного президента дело?

Конечно же, нет. Если обратить внимание на динамику международной торговли последних лет, освежить в памяти конфликтные эпизоды, наконец, принять во внимание нынешнее состояние американо-китайских торговых отношений, то нетрудно понять, что глобальная экономика переживает период коренной перестройки. Акцент в национальных экономических доктринах все более явно переносится с внешней сферы на внутреннюю. Собственной экономикой занимаются США, Китай, еще недавно демонстрировавшие агрессивный стиль международной экспансии, в известной мере Европа (взять хотя бы Брексит).

В таких условиях организация, которая занимается внешней сферой, уходит на второй план. Более того, она со своими «либеральными замашками» может служить препятствием реализации планов стимулирования внутринациональной экономки. Ведь для этого нередко нужны защитные меры для рынка, что не укладывается в рамки ВТО. А раз мешает, значит, больше не нужна.

Но вышеприведенные вопросы скорее познавательного характера. А хорошо бы поставить и найти ответ на практический - как жить без ВТО и что делать в такой ситуации? Ответ тоже не сложный. Долгое время обходились без этой организации и неплохо себя чувствовали. Ведь для внешней торговли, прежде всего, нужен конкурентоспособный и пользующийся спросом товар. Если он есть, то «режим наибольшего благоприятствования», появляется сам собой. Если его нет (или в качестве препятствий воздвигаются барьеры политического или оборонного характера), то ни одна организация со всеми ее хартиями не поможет.

С вступлением в ВТО комментарии пестрели лозунгами, что вот теперь откроются ворота для экспорта, к нам потекут капиталы, в стране будет настоящая конкуренция, которая обеспечит качество товаров, улучшится имидж страны в глазах торговых партнеров… Прошло 6 лет (мы вступили в ВТО 22 августа 2012 года), что из этих пунктов реализовалось? Чемпионат мира по футболу дал для имиджа больше, чем шестилетие членства.

Отсюда и ответ на коренной вопрос. Ничего, во всяком случае, для нас не изменится. Ни в лучшую, ни в худшую сторону. Тем более, что мы и сами вроде бы собирались покидать эту организацию.

Но полезный вывод из намерений Трампа сделать можно и нужно. Понять, что мир экономики находится на этапе коренных перемен. На смену внешнеэкономической эйфории приходит период усиленной работы в области внутренней экономики. США и Китай это поняли.

Михаил Беляев, ведущий аналитик Агентства СЗК

Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи