О последствиях борьбы с "валютными спекулянтами"
- Опубликовано 02 июня 2016
- Финансы
- Автор: А. Нальгин
Банк России часто ругают - особенно С.Ю.Глазьев старается - за нежелание дать по рукам валютным спекулянтам. Дать так, чтобы вовсе отбить у них охоту играть против российской валюты и зарабатывать на её девальвации.
Сейчас, правда, эта брань уже не вызывает такого ажиотажа среди публики. Большинству теперь не до скачков обменного курса: более насущные задачи требуют внимания. Тем не менее, за два года, прошедшие после переключения нефтяного рынка с роста цен на их снижение, накопилась статистика по нефтезависимым валютам. Грех на неё не взглянуть хотя бы из любопытства.
Благодаря любезности Thomson Reuters мы имеем возможность наблюдать курсовую динамику разных валют к доллару США на одном графике.
Конечно, сразу бросается в глаза, что рубль оставил всех партнёров далеко позади по уровню волатильности. С другой стороны, Россия - единственная страна, которая столкнулась с тройным вызовом: дешевеющей нефтью, падающей экономикой и западными санкциями. Это, конечно, не отменяет того факта, что наши монетарные власти могли бы действовать более профессионально на внутреннем финансовом рынке в отдельные моменты.
Но не менее интересно посмотреть на альтернативы. Некоторые страны - экспортёры нефти, столкнувшись с ухудшением торгового баланса из-за спада нефтяных цен, пытались ограничить спекуляции. То есть, удерживать фиксированный обменный курс, либо ограничивать его колебания. Казахстан, Азербайджан и Ангола в разное время прибегали к различным способам для достижения этой цели. В итоге, как можно заметить, им всё равно рано или поздно приходилось девальвировать нацвалюту. Причём, единовременно. А некоторым - так и не по одному разу.
То есть, валютных шоков никому не удалось избежать.
Особенно, конечно, впечатляют примеры Азербайджана и Казахстана. Итогом противоспекулятивных усилий Центробанков этих стран стала девальвация, вполне сопоставимая с российской, на фоне активной траты международных резервов. Разве что Нигерии в итоге удалось зафиксировать официальный курс найры, однако в стране расцвёл чёрный валютный рынок. Не такой ужасный, как в Венесуэле, но по-своему тоже крупный.
Ну а на Бразилию можно посмотреть, пожалуй, как на пример того, что произошло бы с рублём при отсутствии западных санкций. Экономический спад и внутриполитические неурядицы (которые наверняка усилились бы в России, не приключись объединившая 86% крымская спецоперация) вполне себе движитель девальвации.
И, наконец, канадский доллар показывает, что даже вполне диверсифицированная и развитая экономика не защищена от валютных шоков.
Так нужно ли Центробанкам бороться с валютными спекулянтами? Или же народная мудрость не плюй против ветра права и в данном случае?