Россия вернулась на рынок кредитов
- Опубликовано 25 мая 2016
- Финансы
- Автор: Фриц Морген
Вашингтон потерпел болезненную неудачу. Несмотря на все старания наших американских друзей и партнёров, Россия всё же вернула себе доступ к международному рынку заимствований. Наш Минфин разместил пробный объём евробондов на сумму в 1,75 млрд долларов — и покупатели моментально расхватали его.
Спрос на наши бонды был ажиотажным — покупатели выстраивались в очередь, как будто они были хипстерами, а Минфин продавал новую модель айфона. Количество желающих вложиться в русские ценные бумаги в несколько раз превысило объём размещения.
А ведь, казалось бы, совсем недавно американцы считали, что у них всё под контролем, и что они надёжно передавили рукав, по которому деньги западных инвесторов могли направиться в Россию. Вот что писал «Блумберг» совсем недавно, всего лишь месяц назад.
«Блумберг» писал, что и вариантов-то никаких у нашего Минфина нет, и что все крупные западные банки надёжно запуганы американцами, и что клиринговым центрам Вашингтон так убедительно пригрозил, что те будут теперь обходить русских за километр.
Западные аналитики писали, что нам вряд ли получится привлечь теперь даже иеновый кредит, и что максимум, на что мы можем рассчитывать — немного юаней от каких-нибудь китайских банков второго эшелона.
Ан нет, финансовая спецоперация завершилась полным разгромом американских интриганов: деньги успешно размещены под 4,75% годовых, и западные инвесторы ломятся теперь в двери Минфина с пачками евро в руках, в надежде, что тот согласится принять у них ещё немного денег.
Ситуация складывается для американцев весьма грустная: Вашингтон очередной раз испытал болезненное унижение и показал свою неспособность как-либо ограничить Россию. В мире чистогана это проявление слабости может иметь для Штатов весьма неприятные последствия: международные финансовые институты будут теперь с куда как меньшим вниманием прислушиваться к угрозам и предостережениям со стороны Госдепа США.
Как Минфину удалось обойти те препоны, которые взгромоздили на его пути наши западные друзья и партнёры?
Довольно просто — так как России не удалось договориться с запуганными западными банками, роль организатора размещения пришлось взять на себя банку «ВТБ Капитал».
Можно уже констатировать факт — банк весьма успешно справился с этой задачей и, в качестве побочного приятного момента, ВТБ вполне может уже осторожно мутировать в сторону полноценного международного банка по типу какого-нибудь «Голдман Сакс». Проще говоря, американские санкции очередной раз помогли нам с импортозамещением: если бы не санкции, вряд ли ВТБ подписался бы в ближайшее время на головную боль с размещением еврооблигаций.
Под санкции попали крупнейшие наши компании — включая, например, «ВТБ», многие структуры «Ростеха», «Уралвагонзавод» и «Газпромбанк». Ярче всего санкции проявились на рынке капитала: перекрыв нашим корпорациям доступ к долларовым кредитам американцы получили возможность атаковать рубль — как вы помните, в конце 2014 курс рубля просел вдвое, и Барак Обама даже высказался в том ключе, что российская экономика успешно порвана «в клочья».
Теперь, когда Россия успешно прорвала кредитную блокаду, наши корпорации снова могут при необходимости получать доступ к деньгам иностранных инвесторов — но не напрямую, а через Минфин. Это, пожалуй, даже лучше, чем раньше, так как теперь доступ к кредитам будет выдаваться корпорациям только «по рецепту врача», и им будет куда как сложнее снова подсесть на ту долларовую иглу, с которой они с таким кряхтением сползали в последние два года.
Закончу статью словами Владимира Путина:
«Я хочу подтвердить еще раз, что мы не собираемся закрываться, нет такой задачи. Более того, я считаю, что это вредно. А тем, кто пытается это сделать, могу сказать, что это бесполезно, невозможно в современном мире. Еще 40–50 лет назад, наверное, это возможно было, но сейчас невозможно. Такие попытки потерпят, безусловно, неудачу. И чем быстрее наши коллеги это осознают, тем лучше».
Может быть, хотя бы теперь наши американские партнёры подойдут к карте мира, чтобы более трезвым взглядом оценить необъятные размеры России?