Рубль – резервная валюта: хотеть не вредно
- Опубликовано 17 июня 2016
- Финансы
- Автор: Михаил Беляев, кандидат экономических наук
Российский рубль имеет неплохие основания для того, чтобы быть резервной или конвертируемой валютой. Такое мнение высказал в ходе Петербургского международного экономического форума 2016 бывший руководитель Минфина, глава ЦСР Алексей Кудрин.
Может ли рубль стать резервной валютой? Этот вопрос периодически возникает последние лет двадцать. К сожалению, ответ на него в течение всего периода не меняется. Статус резервной валюты не закрепляется ни декретами, ни договорами. Тем более он не выступает результатом инициативы одной стороны. Резервной валюта становится в процессе экономической эволюции. Проще говоря, тогда, когда она опирается на прочную и эффективную экономику, когда страна занимает обширные позиции в международных экономических отношениях. Только после выполнения всех этих условий достижение резервного статуса «де-факто» оформляется «де-юре». При этом необходимо уточнить, что юридически он оформляется в результате длительных переговоров, поиска компромисса между всеми заинтересованными сторонами. Не говоря уже о том, что прежние «короли валют» добровольно свои позиции не сдадут.
Бросим беглый взгляд на наши «аргументы». Экономика топчется на месте, национальная валюта недавно рухнула вдвое против основных денежных единиц и до сих пор не может отойти от биржевой лихорадки, в международной торговле на наши товары приходится едва 2%, о кредитных потоках говорим тоже с большой натяжкой. Можно было бы вспомнить про низкую долговую нагрузку и золотовалютные резервы. Но они имеют значение только тогда, когда выполнены условия, перечисленные выше.
Вспомним недавний опыт Китая. Вроде бы и темпы роста на уровне «мирового локомотива», и с валютными резервами полный порядок, и в роли кредитора страна выступает, и своими товарами наводнила весь мир, и дипломатических усилий приложила немало, заявляя о своих валютных претензиях… А результат? Увеличение доли голосов в МВФ и МБРР на жалкие доли процента. И все.
Пример, по-моему, яркий и убедительный.