Бюджет сбалансирован ценой экономического роста

Проект федерального бюджета на ближайшие три года обсужден и принят. При этом подчёркивается, что приоритетами остаются выполнение социальных обязательств перед гражданами, финансирование обороны и безопасности, поддержка семей участников СВО, а также достижение национальных целей развития до 2030 года. Вместе с тем министр финансов сообщил, что дефицит бюджета в следующем году составит 1,6% ВВП, в 2027-м — 1,2% ВВП, в 2028 году — 1,3% ВВП. Поскольку урезание социальных статей бюджета по вполне понятным причинам не рассматривается, Минфин выдвинул предложения по увеличению доходной части финансового документа. В рыночной экономике основным каналом поступления доходов в бюджет выступают налоги. Поэтому Минфин принял решение использовать именно этот канал, адаптировав ряд налоговых позиций в соответствии с ситуацией. Инициативы Минфина начнут действовать с 1 января 2026 года. Конкретно было предложено ввести федеральный налог на игорный бизнес в размере 5% от суммы ставок игроков, плюс налог на прибыль по общей ставке 25 %. Мера, надо признать, назрела давно, поскольку игровой бизнес не числится в активных налогоплетельщиках, хотя объем рынка букмекерских контор и азартных игр (практически теневой и недоступный для фискальных органов), по разным оценкам, составляет около 5 трлн рублей. Снижен порог уплаты компаниями налога на добавленную стоимость (НДС) с 60 млн до 10 млн рублей. Мера направлена на предотвращение дробления бизнеса с целью ухода от налога, поскольку предприниматели наловчились вместо одной компании побольше регистрировать несколько фирмочек, но поменьше наловчились платить не один «большой» налог, а много «маленьких». Поскольку пандемия завершилась, вполне обоснованно было объявлено о завершении действия льготных страховых тарифов для малого и среднего бизнеса, введенных на этот период. При этом льготы для приоритетных отраслей сохранятся, а для сферы IT будут скорректированы, но не отменены. Также Минфин рассчитывает на получение средств от реализации госсобственности. Министерство с учетом прошлого поучительного опыта, заверило, что на продажу будут в первую очередь выставлены доли тех предприятий, что перешли в доход государства от недобросовестных владельцев по решениям судов, особо подчеркнув, что контрольные пакеты стратегически значимых компаний останутся у государства. Но главным источником должен стать увеличенный с 20 % до 22 % НДС для товаров и услуг. Ведь именно этот налог обеспечил в прошлом году 37 % всех поступлений. При этом уточняется, что налог затронет в основном товары, реализуемые в корпоративном обороте. Тогда как для социально значимых категорий: продуктов питания, лекарств, медицинской продукции, детских товаров сохранится льготная ставка в 10 %. Необходимость мер, направленных на формирование здорового сбалансированного бюджета страны, понятна и без дополнительных объяснений. Между тем совершенно очевидно, что эти меры все-таки продиктованы особыми обстоятельствами и несут на себе печать вынужденности. Главный финансовый документ страны сбалансирован, но радость омрачает перспектива темпов развития экономики. Вернее ее отсутствие. По словам самого премьера, «документ предполагает, что в следующем году ВВП вырастет на 1,3%». Далее не лучше. Минэкономразвития понизило прогноз роста ВВП России на текущий год до 1% с апрельских 2,5%, а на 2026 год - до 1,3% с 2,4%. Правда, по расчетам ведомства, к 2027 году произойдет ускорение, но до весьма скромных 2,8%. Повышение ставки НДС само по себе выступит тормозом для развития экономики. Иного от повышения налога ожидать было бы трудно. Но это еще не все. Повышенная ставка НДС означает увеличение издержек компаний, которые незамедлительно, причем на вполне законных основаниях, переложат их на розничные цены. То есть внесут вклад в инфляцию. По расчетам самого Минфина, повышение НДС добавит к инфляции около 1,3%. Учитывая, что сейчас инфляция находится на уровне 8 % (с 16 по 22 сентября недельная инфляция в годовом пересчете составила 7,99%), двузначная цифра роста цен вновь поблизости. При этом подорожание товаров произойдет не только в группе изделий, непосредственно затронутых повышенным НДС. Так называемые социально значимые также сменят ценники – в инфляционном потоке цены на одну группу товаров тянут за собой цены на остальные. Вопрос только в скорости. При этом социально значимые, поскольку пользуются повышенным спросом и не имеют заменителей, дорожают более уверенными темпами. Если не затевать полемику вокруг цифр, характеризующих повышение цен, то вряд ли можно отрицать, что это неприятное явление произойдет с высокой степенью вероятности. А это значит, что Центральный банк под предлогом борьбы с обострившимся экономическим недугом возьмет паузу в снижении ключевой ставки, если вообще не вернется к более жесткому курсу денежно-кредитной политики. Поскольку торможение роста цен точно не ожидается, то точно следует ожидать ужесточение денежно-кредитной политики. Сдерживающее влияние ключевой ставки на экономику не ограничивается только недоступностью кредитов, если они не подпадают под категорию льготных. Кстати, нелишне отметить, что повышение ключевой ставки означает дополнительную нагрузку на бюджет. Ведь кредит выдает коммерческий банк, которому необходимо возместить разницу между ставкой по льготному кредиту и рыночной. Цена известна. В августовском интервью ТАСС первый вице-премьер РФ Денис Мантуров, комментируя возможность снижения ключевой ставки, сообщил: «Один процентный пункт - это примерно 200 млрд рублей субсидиарной поддержки. За счет снижения ключевой ставки бюджет экономит средства на этих решениях Центробанка». Нетрудно догадаться, что повышение ключевой ставки имеет зеркальный эффект. В условиях высокой ставки компании фактически отсечены от возможности пополнения инвестиционных средств путем выпуска акций и облигаций. Много ли найдется охотников покупать бумаги с неясными перспективами по дивидендами, если банковские депозиты без всяких хлопот приносят доход в 15-20 %? Вместе с тем за рамками налоговых новаций остались области, которые могли бы быть охвачены инициативами Минфина. Так, вне зоны внимания остался шоу-бизнес. По аналогии с игорным бизнесом это вполне привлекательная для налоговых органов база. По оценкам, рынок развлечений уже сейчас достиг 1 трлн. рублей, а к 2029 году разбухнет до 2 трлн. Компании, занятые в шоу-бизнесе вполне оправились после ковидных невзгод и сейчас растут темпами 10-20 % в год. Рынок концертных площадок прибавляет по 23 %, театров-12 %, различных шоу- 21%. Сюда же можно отнести блогеров. Чем не налогоплательщики? Особенно, если вспомнить, что налоги выполняют не только фискальную, но и социальную функцию. Введенная недавно прогрессивная шкала налогообложения практически не затронула «сверхбогатых». При ее введении был объявлен пятилетний мораторий на изменения, и его, конечно, надо выдержать. Но никто не мешал обратить внимание на то, что повышенные прибыли по вкладам и по ценным бумагам облагаются по тем же ставкам, что и скромные доходы. Такая инициатива безусловна нашла бы понимание у общественности. При этом традиционная отговорка финансовых властей, утверждающих, что на этом поле много налогов не соберешь. Очевидно и бесспорно, что бюджету требуются поступления для того, чтобы государство было в состоянии выполнять все свои функции. Но невольно задаешься вопросом, а почему бюджет получился дефицитным? Не от низких ли темпов роста? И, соответственно, не ожидает ли такая же задачка при принятии следующего бюджета? А чтобы ее не пришлось решать, надо хорошенько подумать над тем, что тормозит развитие.
Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи