Бюджет сдал – бюджет принял: еще три года узаконенной стагнации
- Опубликовано 12 декабря 2016
- Финансы
- Автор: vg-saveliev
Госдума приняла закон о федеральном бюджете страны на 2017-19 гг. Прежде всего надо понимать, что федеральный бюджет – это не все деньги, которым распоряжаются власти страны. Есть еще консолидированный бюджет, который включает бюджеты субъектов РФ и различных фондов: пенсионного, социального и медицинского страхования, развития промышленности и т.д.
Так вот, Дума приняла федеральный бюджет РФ. За него проголосовала только "Единая Россия" (315 депутатов). Остальные думские партии были против (99 депутатов). И теперь мы знаем, кого благодарить, если что.
В обсуждении бюджета участвовали 47 непарламентских партий, но без права на выступления. Они только слушали других с балкона в зале заседаний. Однако была поддержана поправка непарламентской партии о выделении средств на благоустройство дворовых территорий.
Около 40% доходной части бюджета определяется ценой нефти. Это уже не вполне нефтяная игла, но все-таки зависимость огромная. Расчетная цена на нефть установлена в $40 за баррель.
В принципе ничто не мешает надеяться на более высокую цену и дополнительные доходы, особенно в связи с успешными переговорами с ОПЕК и большинством других нефтедобывающих стран о сокращении добычи. Кроме США. Это важно, потому что США находятся в первой тройке лидеров нефтедобычи вместе с Россией и Саудовской Аравией – и имеют фигу в кармане против любого сокращения добычи в виде сланцевой нефти.
Доходы бюджета 2017 года с поправкой на инфляцию будут на 28% меньше, чем в 2014 году. Расходы снизятся на 15,7% к 2014 году.
К 2019 г. доходы вырастут против 2017 г. всего на 1,5 трлн. руб. и составят 15 трлн. руб. Расходы за этот же период снизятся примерно на 250 млрд. руб.
Дефицит 2017 года будет покрываться за счет:
- Резервного фонда (1,15 трлн. руб.), который будет полностью исчерпан в том же 2017-м;
- Фонда национального благосостояния (668,2 млрд. руб.), в котором останется 4,19 трлн. руб.
В 2018-м в ФНБ останется 3,102 трлн. руб. В 2019-м – 3,056 трлн. руб.
Инфляция в 2017-2019 гг.– 4% в год.
Темпы роста ВВП страны:
2017 – 0,6%,
2018 – 1,7%,
2019 – 2,1%.
Теперь о разных статьях расходов.
На функционирование президента России в 2017 году заложено 15 млрд. руб. На законодательные органы на федеральном и муниципальном уровнях – 13 млрд. руб. На федеральное и региональные правительства – 6 млрд. руб.
Выборы в 2017 году (не президентские) будут стоить 20 млрд. руб.
Оборонные расходы в 2017 году сильно сократятся – до 2,84 трлн. руб. (2016 – 3,88 трлн. руб.).
Расходы на здравоохранение в 2017 году составят 360 млрд. руб. (в консолидированном бюджете – 3,3 трлн. руб.). На образование – 542 млрд. руб. (в консолидированном бюджете – 3 трлн. руб.). Это несколько меньше, чем в нынешнем году, однако Россия все еще остается социальным государством.
Кредитная поддержка регионов составит по 200 млрд. руб. в 2017-2018 годах, и 50 млрд. – в 2019-м.
Крыму и Чечне будут выделены особые дотации.
10,5 млрд. в 2017 пойдет на единовременную выплату пенсионерам (как я понимаю, это обещанные Медведевым суммы взамен второй индексации 2016 года).
Доля секретных расходов (в том числе на национальную оборону и безопасностью) составит в 2017 году 17,1% бюджета.
Дополнительные деньги получат банки и сельхозпроизводители.
13 млрд. выделяется на поддержку малого бизнеса и индивидуального предпринимательства (меньше, чем на выборы местного начальства).
Производительные расходы, связанные с инвестициями в человеческий капитал и науку, сокращаются к ВВП с 1,67 до 1,33% за трехлетку.
Первый зампред комитета ГД по экономической политике и промышленности Владимир Гутенев этим очень не доволен: "В принятом законе в недостаточной мере предусмотрены меры стимулирующего характера, направленные на поддержку экономики, что снижает потенциал экономического роста".
Гутенев, кстати, был на заседании Совета Торгово-промышленной палаты 6 декабря по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, где презентовалась "Стратегия 2030" Константина Бабкина. Накануне же на сайте Кремля появилось поручение президента правительству РФ под ответственность Медведева:
"Подготовить с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации комплексный план действий Правительства Российской Федерации на 2017-25 годы, в котором предусмотреть меры, обеспечивающие достижение не позднее 2019-20 годов темпов роста экономики Российской Федерации, превышающих темпы роста мировой экономики, в том числе меры:
- по улучшению делового климата;
- по повышению результативности крупных инвестиционных проектов;
- по наращиванию объёма несырьевого экспорта;
- по развитию малого и среднего предпринимательства;
- по повышению эффективности государственной поддержки отраслей экономики.
Срок – 30 мая 2017 г".
Однако бюджет президентское поручение, похоже, не учел.
Одним из основных условий для развития промышленности остаются дешевые деньги. Но у меня есть сильное сомнение, что стоит ожидать активной промышленной политики государства и накачивания экономики дешевыми деньгами. И вот почему. Впервые в истории новой России у властей появилась надежда получить инфляцию в 4%. Цель такая была всегда, но даже приблизиться к ней не удавалось. А тут вдруг достигли, получилось!
И из опасения, как бы не сглазить, власти, думаю, год-два будут ждать только притока иностранных инвестиций. Ведь исходная идея наших либеральных экономистов именно в этом и заключается: как только инфляция станет маленькой, в Россию хлынут иностранные инвестиции.
Так что до тех пор, пока Путин окончательно не разуверится в надежде выплыть за счет Запада, наших дешевых денег в нашу экономику власти скорее всего не дадут.