Как россияне должны отчитываться по зарубежным счетам
- Опубликовано 18 января 2016
- Финансы
С 2015 года для россиян, имеющих персональные банковские счета за рубежом, настали большие перемены: теперь все физические лица – валютные резиденты Российской Федерации должны представлять ежегодный отчет о движениях средств на своих иностранных персональных счетах в налоговые органы страны.
Детали
До 2015 года отчеты о движении средств на зарубежных счетах в Федеральную налоговую службу России предоставляли лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но с 1 января 2015 года это касается абсолютно всех физических лиц, имеющих персональные счета в зарубежных банках, согласно части 7 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
2 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон №218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («ФЗ №218») от 21 июля 2014 года, согласно которому были внесены поправки в Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года. Согласно отдельным изменениям, вступившим в силу с 1 января 2015 года, физические лица, также как и юридические, должны регулярно подавать отчетность о движении средств на счетах в иностранных банках в налоговые органы РФ. Создание и согласование подзаконных актов заняло у Минфина почти год, и детальное описание процедуры подачи документов, сроки действия постановления и др. появились в открытом доступе в новой редакции 3 июня 2015 года.
На едином портале для размещения проектов правовых актов и результатов их публичного обсуждения Regulation.gov.ru был опубликован текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации». В этом документе устанавливается упрощенная процедура подачи отчетности физическими лицами, которая отличается от порядка, установленного для компаний.
На данный момент не все аспекты процедуры окончательно утверждены, но общие данные, в том числе и проект формы отчета, находятся в открытом доступе.
Процедура подачи отчетности
1 января 2015 года начался отчетный период, за который физические лица – резиденты России, имеющие счета в зарубежных банках, должны предоставлять ежегодный отчет о движении средств на них в налоговые органы по месту своего учета. Это касается всех физических лиц, признающихся валютными резидентами России и имеющих персональные счета в зарубежных банках. Нововведения касаются как активных, так и так называемых «спящих» счетов (dormant accounts).
Формы отчетности должны представляться физическими лицами в ФНС один раз в год. Согласно проекту, первый раз они подаются не позднее 1 июня 2016 года за 2015 год.
Необходимые документы
Отчет представляется по специальной упрощенной форме в одном экземпляре и состоит из двух страниц – «Титульного листа отчета о движении средств физического лица – резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации» (Лист №1) и «Отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации» (Лист №2).
Количество Листов №2 должно соответствовать числу счетов (вкладов), открытых в банках за пределами РФ.
В том случае, если один или более совместных счетов в иностранном банке открыты несколькими физическими лицами – резидентами РФ, то подавать документы в налоговые органы по обоюдной договоренности может один из них.
При этом в отличие от порядка, установленного для компаний, проект не требует от физических лиц представления вместе с отчетом подтверждающих банковских документов (банковских выписок и иных документов, выданных банком). Они могут быть запрошены налоговыми органами дополнительно лишь при возникновении спорных вопросов.
Это осуществляется в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».
Запрошенные ФНС дополнительные документы должны быть представлены не позднее 20 рабочих дней с даты получения уведомления. Также, в случае обнаружения ошибки в заполнении предоставленной формы, налоговый орган посылает физическому лицу запрос (почтовым отправлением с уведомлением) для уточнения данных, на который нужно ответить в течение 10 рабочих дней с момента его получения.
Форма предоставления отчетности
Отчетность по движению средств на зарубежных счетах может представляться:
1. Через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru. Документы подписываются «усиленной неквалифицированной электронной подписью», которая признается равнозначной собственноручной подписи на бумаге. В данный момент личный кабинет и детализация предоставления документов находится в процессе доработки.
2. На бумажном носителе при личном присутствии.
3. Заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
4. При помощи официального представителя (имеющего нотариально заверенную доверенность).
По желанию заявителя может быть предоставлено два экземпляра отчета, в этом случае один из них, с отметкой налогового органа о принятии отчета, выдается на руки – или отправляется почтой (c уведомлением о вручении в течение пяти дней).
Датой предоставления отчета в ФНС считается:
- При подаче через личный кабинет сайта www.nalog.ru – дата, которую фиксирует информационная система в момент направления отчета;
- При личном присутствии или подаче отчета представителем на бумажном носителе – дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;
- При отправке почтой – дата почтового отправления с уведомлением о вручении.
В случае несоблюдения порядка предоставления отчетов в налоговые органы физические лица подлежат административной ответственности. Согласно проекту отдельных поправок, штраф за непредставление отчета составляет 5000 рублей, однако окончательные суммы всех штрафов еще не утверждены.
Собственникам зарубежной недвижимости
Валютное законодательство РФ содержит закрытый перечень операций, доходы по которым валютные резиденты нашей страны вправе зачислять на зарубежные персональные счета.
Доходы от продажи зарубежной недвижимости зачислять на зарубежные счета российское валютное законодательство не разрешает в принципе – такие доходы нужно проводить через российские банки и затем переводить полученные средства за рубеж уже как свои собственные.
Доходы от сдачи зарубежной недвижимости в аренду нерезидентам с 2014 года можно зачислять на зарубежные персональные счета, но только если счет россиянина-арендодателя находится в стране-члене Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В их число не входят такие популярные у российских инвесторов государства как Болгария, Латвия, Кипр, Черногория, Таиланд, ОАЭ – поэтому доходы от аренды недвижимости в них должны сразу зачисляться арендаторами на российские счета арендодателей в российских уполномоченных банках.
Это не касается доходов, полученных от сдачи в аренду недвижимости, оформленной на компании, трасты и иные структуры.
Системы контроля
При получении информации о новом постановлении правительства об отчетности физических лиц по движению средств на иностранных счетах возникает вопрос: существуют ли у государства механизмы по выявлению незадекларированных счетов россиян за границей – и как они работают на практике? Комментирует этот вопрос Артем Торопов, старший юрист по международному налогообложению юридической фирмы Goltsblat BLP (российская практика международной юридической фирмы Berwin Leighton Paisner):
«В данный момент обмен информацией в основном осуществляется по запросу в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения, но он остается достаточно ограниченным. Сейчас основные «поставщики информации» – в первую очередь сами граждане, которые добровольно декларируют свои счета по форме, установленной Приказом ФНС № ММВ-7-6/457@. Поскольку информация о таких лицах уже содержится в информационных базах ФНС, именно с них могут в первую очередь спросить отчеты о движении средств по новой форме, если такие отчеты не будут по какой-либо причине представлены в срок до 1 июня 2016 года.
Кроме того, обмен информацией по запросу на практике ограничен рядом юридических препятствий – например, установленная Протоколом 2011 года Статья 25а «Обмен информацией» российско-швейцарского налогового соглашения содержит ряд правовых оснований, по которым власти Швейцарии вправе отказать в раскрытии информации по запросу российских коллег.
Однако времена меняются. В 2014 году Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, на основании которой в будущем, предположительно, с 2018 года, планируется участие России в международной системе автоматического обмена информацией. Также в 2014 году в рамках внесения изменений в российское законодательство в связи с законом FATCA введена взаимная мера, согласно которой иностранные банки в будущем будут обязаны ежегодно сообщать в ФНС России об открытых у них счетах (а) граждан (а не валютных или налоговых резидентов) России и (b) юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами России. Соответствующие проекты форм для автоматического обмена уже утверждены ФНС.
Кроме того, руководство ФНС заявило о своем предложении Минфину инициировать переговоры о заключении двусторонних соглашений об обмене информации по новому модельному соглашению 2014 года (включая обмен информацией об учредителях и бенефициарах трастов) с Лихтенштейном, Британскими Виргинскими островами, Каймановыми и Багамскими островами, Гибралтаром, островами Джерси, Гернси и Мэн. Понятно, что значительная часть этих мер – заявления, претензии и экстерриториальные правила, которые в большинстве случаев могут упираться в простое нежелание зарубежных суверенных государств осуществлять сотрудничество и идти на переговоры.
Однако вряд ли сейчас кто-то может достоверно сказать, насколько реально продвинется российская ситуация с автоматическим обменом если не к 2018-му, то к 2020, 2025 или 2030 году... Также как 15 лет назад было практически невозможно представить себе современный американский механизм FATCA. Учитывая нюансы исчисления сроков давности по валютным нарушениям и значительные сроки давности по уголовной ответственности за налоговые преступления, к началу автоматического обмена лучше не подходить с «багажом» в виде многочисленных случаев нарушения валютного и налогового законодательства.
Нужно также помнить, что валютные правила о зарубежных счетах касаются и тех граждан России, которые не являются налоговыми резидентами и не обязаны уплачивать российские налоги – многие из них сохраняют российскую регистрацию, регулярно приезжают в Россию и могут, с учетом ряда оговорок, быть признаны российскими органами в качестве валютных резидентов. Кроме того, у них могут возникать обязанности по раскрытию счетов, компаний и структур и уплате налогов в стране своего проживания – и в стране нахождения недвижимости.
Поэтому владельцам зарубежной недвижимости и персональных счетов в зарубежных банках нужно уже сейчас задуматься о соблюдении, а не игнорировании законодательных требований (по модели – валютный и налоговый резидент или нерезидент, типы доходов и операций по зарубежным счетам, периметр обязательств и раскрытия по российским правилам, масштаб потенциальных рисков и необходимые действия для их снижения, обязательства в иностранных государствах и т.д.), а также рассмотреть варианты структурирования владения недвижимостью и иными активами через грамотно построенные, раскрытые и соответствующие требованиям законов всех вовлеченных юрисдикций структуры».
На сегодняшний день вся актуальная информация по постановлению «Об утверждении Правил представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» публикуется на официальном сайте Regulation.gov.ru. О том, какие рамки административных наказаний будут применяться в случае просрочки и непредоставления документов в налоговые органы – и любых других деталях, касающихся Постановления, мы будем рассказывать в обновлениях к данной статье.
http://news.ners.ru/otchetnost-rossiyan-po-zarubezhnym-schetam-stali-izvestny-podrobnosti.html
Фото: 15minut.org