Халява, вкладчик!
- Опубликовано 30 марта 2017
- Финансы
- Автор: Павел Нетупский
По общим правилам премиальные пакеты всех банковских учреждений — платные. Это объяснимо, так как даже небольшая доля крупных клиентов с капиталом в 30 – 40 миллионов создает основные ресурсы (пассивы) кредитных организаций, при этом существенно сокращая их расходы. Если список Forbes в ближайшее время не грозит, а побыть особо важной персоной все равно хочется, достаточно проявить смекалку – и статус премиум-клиента в кармане.
Минимальный пакет VIP-услуг, например, в Промсвязьбанке обойдется в 15 тысяч рублей ежегодно и доступен только клиентам, которые внесут на вклад хотя бы 15 млн рублей. Получить карту Priority Pass, страховку и некоторые иные сервисы могут клиенты банка «Авангард», оплатившие годовое обслуживание платежных карт MasterCard Gold и Visa Gold (около 3 тысяч рублей).
Но почти все кредитные организации готовы подарить полный набор VIP-сервисов крупным клиентам. Банк «Абсолют» признает таковым вкладчика с накоплениями от 15 млн рублей, Ситибанк – 4 млн рублей, «Открытие» и «Альфа» – 3 млн, в ВТБ24 достаточно разместить 1,5 млн рублей. Кроме того, премиальный статус предоставляется клиенту Альфа-банка, который по зарплатному проекту получает на карту не менее 250 тысяч рублей в месяц. Чтобы безвозмездно пользоваться некоторыми премиальными сервисами от банка «Авангард», нужно ежемесячно покупать по его картам товаров и услуг не менее чем на 20 тысяч рублей.
Нередко установленные кредитными организациями условия позволяют стать VIP-клиентом, даже не имея накоплений. Например, пакет «Привилегия» бесплатно предоставляется клиентам ВТБ24, ежемесячные зачисления на счет которых превышают 150 тысяч рублей. Теоретически можно даже за два часа провести эдак десять операций по зачислению и снятию по 15 тысяч рублей через банкомат.
Но стопроцентную «халяву» обещает Сбербанк: в течение первых двух месяцев пользования пакетом «Премьер» плата не взимается и никаких условий для ее подключения нет. Как объяснили «Фонтанке» в пресс-службе кредитной организации, только если на конец третьего месяца пользования пакетом услуг клиент не обеспечит остатки на всех счетах в сумме 1,5 млн рублей, с него будет взиматься комиссия в размере 2,5 тысячи рублей.
Но никто не запрещает на исходе льготного периода своевременно отключить программу (важно это сделать до так называемой проверки, которая, по данным колл-центра банка, проводится примерно 28-го числа). В этом случае элитные платежные карты, Priority Pass и иные сервисы заблокируются, но повышенные проценты по уже сделанному вкладу будут начисляться до конца срока его действия, а полученный на всю семью страховой полис можно использовать для получения визы.
По оценке мировой практики, проведенной исследовательской компанией Frank Research Group, наиболее доходным для банковских учреждений является сегмент Private Bank – клиенты с «входным билетом» в 30 – 40 млн рублей. Тогда как массовый розничный рынок образуют потребители с накоплениями до 1 млн. Премиальный (affluent) сегмент занял промежуточное положение: «Банки начали выделять подбренды, формировать отдельный подход и стратегию для такого сегмента. При общем падении дохода розницы в кризис доходы премиального сегмента остались на прежнем уровне либо снизились незначительно», – поясняют аналитики.
Важная персона
Программы премиального обслуживания предлагают почти все сетевые банки. В большинстве случаев они включают в себя возможность получения и бесплатного обслуживания элитных карт платежных систем VISA (Platinum и выше) и MasterCard (Black Edition и другие), повышенные ставки по вкладам, инвестиционные продукты и так далее.
Одна из доступных «халяв» – карта Priority Pass, предоставляющая право бесплатно пользоваться бизнес-залами почти во всех аэропортах мира. Отдельно приобрести такую карту можно примерно за 250 евро в год либо оплачивать сервис при каждом полете (в питерском Пулково разовое посещение обойдется минимум в 2 тысячи рублей, в подмосковном Шереметьево – 3,5 тысячи и так далее). Премиальные клиенты банков чаще всего могут посещать бизнес-залы ежемесячно два раза в одиночку или один раз с попутчиком. Хотя в Ситибанке обещают своим привилегированным вкладчикам 30 бесплатных визитов в год и возможность приглашать двух друзей, в Промсвязьбанке и Сбербанке – безлимитный «трафик» и право провести, кормить и поить даже десять человек. Отдельные кредитные организации обещают также бесплатные трансферы в аэропорт и иные услуги.
Еще один VIP-бонус – страховка, в первую очередь для выезжающих за границу. Пользователям программы «Привилегия» банка ВТБ24 выдается полис с покрытием в 100 тысяч евро по медицинским расходам, а также отдельная страховка багажа, ответственности, задержки рейса и отмены поездки. Сбербанк предоставляет полис на самого пользователя и путешествующих с ним членов семьи (к таковым относятся, в том числе, «гражданские» супруги).
Традиционно привилегированным пользователям пластиковых карт доступны увеличенные лимиты снятия наличных в банкоматах и кассах. Также в пакет премиального обслуживания входят персональный менеджер и так называемый «консьерж-сервис» – колл-центр, который в круглосуточном режиме и опять же бесплатно поможет клиенту подобрать и заказать гостиницу, авиабилет, культурную программу и так далее.
Дополнительные подарки пользователям предоставляют и сами платежные системы. Например, обладатели карт MasterCard (категории Gold, Platinum, World Elite, Black Edition и других) могут участвовать в розыгрышах пригласительных билетов в Мариинский театр, на матчи НХЛ и другие культурные мероприятия. А VISA приглашала держателей премиальных карт (Gold, Platinum, Signature и Infinite) на эксклюзивный закрытый показ экспозиции из музеев Ватикана, который проходил в Третьяковской галерее. Хотя подавляющее большинство предложений сводится лишь к скидкам, причем в далеко не самых выгодных ресторанах, бутиках, отелях, кинотеатрах и иных учреждениях.
Кормильцы бизнеса
Многие опрошенные банки признают, что даже почти «халявные» премиальные программы могут привлечь серьезных вкладчиков. А именно они являются финансовой опорой почти всех кредитных организаций. Так, в пассивах Абсолют-банка в Санкт-Петербурге доля VIP-клиентов составляет 70 процентов, пользователи пакетов «Привилегия» и «Прайм» ВТБ24 формируют 81 процент депозитов и накопительных счетов.
«Продукты и услуги для VIP сейчас востребованы. Состоятельные клиенты являются потребителями большого количества страховых, инвестиционных, консалтинговых услуг, часто имеют активы за рубежом и недвижимость», – говорит директор департамента развития частного банковского бизнеса Абсолют-банка Евгений Сафонов. В группе ВТБ планируют дифференциацию программ в зависимости от каналов обслуживания.
«Например, для тех, кто в большей степени берет кредиты, активно пользуется картами, больше подойдет дистанционная модель. Для тех, кто больше инвестирует, – офисная модель, так как составление инвестиционно-сберегательного портфеля требует персонального внимания и доверительных отношений», – отмечает Александр Щелконогов, управляющий директор по работе с состоятельными клиентами филиала ВТБ24 в Санкт-Петербурге.
http://www.fontanka.ru/2017/03/28/085/