Обслуживание госдолга США
В настоящий момент Казначейство США вышло на новые максимумы в 1.8-1.9 трлн долл в год погашения гособлигаций (свыше 1 года) федерального правительства США (без учета TIPS). Этот объем погашений продлится, как минимум до середины 2019. В эти данные не включены проценты. Этот обслуживание тела (базы) долга, т.е. своеобразная предельная нагрузка на эмиссионный центр госдолга.
До кризиса 2008 объем погашений не превышал 600-650 млрд долл в год, сейчас в три раза больше.
В дальнейшем (после 2020) объем погашений снижается, что связано с отсутствием в очереди на погашение бумаг в 3-7 лет, которые еще не размещены, но пойдут вскоре на аукцион.
Более выражено данная ситуация отображается с учетом векселей (долговых расписок сроком менее года), когда в течение года происходит высокочастотное размещение коротких бумаг сроком неделя, месяц или 3 месяца.
Моя расчетно-клиринговая система показала свыше 8 трлн годового погашения на сентябрь 2017, что является историческим максимум. Однако, в виду специфики устройства мировой финансовой системы, именно короткие бумаги пользуются наивысшем спросом и с ними никогда не возникает проблем при размещении.
Обслуживать госдолг Казначейство может тремя способами: размещать новые облигации одновременно с погашением истекших (рефинансирование долга), распределять активы (изымать кэш, распродавать федеральное имущество) и из доходной базы Минфина (через налоги и сборы с экономики). В нормальных условиях используется исключительно процесс рефинансирования.
Таким образом, для исполнения обязательств перед кредиторами и перед экономическими контрагентами, Казначейство США имеет объем годового размещения на величину годового погашения плюс плавающий объем дефицита федерального бюджета с небольшим лагом в связи с кассовыми нюансами.
Сейчас почти 8.8 трлн размещается в год с учетом векселей …
… и примерно 2.2-2.3 по бумагам с дюрацией более года.
Что примечательно, несмотря на резкий рост погашений, объем размещений удерживается с 2009.
Как результат, чистые годовые заимствования по облигациям свыше года снизились почти в 4 раза (с 1.6-1.7 трлн в 2009 до 400 млрд сейчас).
Соответственно, США добились существенного прогресса в контексте стабилизации бюджетного разрыва и долговой политики, отойдя от экстремального бюджетного дефицита 2009-2011.
Чуть менее 14,5 трлн составляет рыночный гос.долг США без учета TIPS, 80% из которого необходимо погасить до 2025 года.
14.5 трлн – это в 4.35 раза выше, чем всего годовые доходы федерального правительства. По историческим меркам, это существенно выше нормы (до кризиса было ровно в два раза меньше), однако ключевая задача и проблема состоит в том, что обеспечивать непрерывный и бесперебойный процесс рефинансирования долга.
Не так важно, насколько велик долг. Имеет значение сумма обслуживания долга (средневзвешенные процентные платежи) и процедура рефинансирования. При росте ставок ФРС, им удалось удержать длинный конец кривой доходности, что де-факто никак не отразилось на стоимости обслуживания долга. Сейчас 85% долга в облигациях от года, а бумаги сроком свыше 5 лет они размещают даже по более низким ставкам, чем три года назад. Что касается процесса рефинансирования, то все работает как часы. Да, но до тех пор, пока поддерживается доверие к финансовой системе США и к доллару, а это значит, что финансовая элита не допустит событий на глобальных рынках, которые поставят под удар авторитет Казначейства и статус доллара.