Плачет девочка у банкомата…

В последнее время из здания на Неглинной добрые вести приходят нечасто. В основном по вопросу борьбы с инфляцией. Точнее, сами –то по себе вести и неплохие, только в нагромождении псевдотеоретических конструкций в них мало кто может разобраться, да и с показателями роста цен они мало коррелируют.

Но сейчас не об этом. Вопрос попроще. Но не менее актуальный и тоже касается каждого. У нас расплодились мошенники, орудующие в виртуальном пространстве, которые различными методами воздействия на граждан лишают их накоплений. Нередко сбережениями дело не ограничивается – продаются квартиры, дачи, оформляются кредиты, а деньги отправляются аферистам. В цепкие лапы преступников переходят пакеты по несколько миллионов, а то и десятков миллионов рублей. С начала прошлого года аферисты провернули 50 тысяч операций на 400 миллиардов рублей. Всполошились не только правоохранительные органы, но и главный регулятор денежных отношений в стране, тем более, что в его структуре есть целый департамент со сложным названием, но подразумевающим в том числе защиту интересов граждан.

Регулятор взялся за дело решительно. Естественно, понятными и привычными для себя методами. Запретами и ограничениями. Для начала были введены ограничения на переводы с помощью пластиковых карт. Но тут можно было найти оправдание- цель пресечение денежных переводов в серой зоне занятости, получения доходов и уклонения от налогов. Жалобы на неудобства отдельных граждан легко парировались соображениями общей безопасности и выявления незаконной предпринимательской деятельности. В целом можно принять. Почему бы нет, если речь идет о всеобщем благополучии, даже если кому-то, кое-где, в отдельных случаях…

Следующий шаг более радикальный- ограничения на снятие наличных через банкоматы. Мера вводится для того, чтобы пострадавший не получил банкноты и не передал их курьерам, которые должны обеспечить сохранность денег на «безопасных счетах». Вроде бы забота о клиентах банков. Но только вроде бы. На деле чистый формализм и шаблонность. Действуем как умеем и с наименьшими затратами сил.

Коммерческим банкам (точнее их банкоматам, снабженным специальными программами) предписывается выявлять и блокировать «нетипичные» операции клиента. Аналогичная инструкция была разработана по переводам. Но если для переводов «нетипичность», действительно могла служить признаком нелегальной деятельности – в течение дня на счет поступают с разных адресов суммы денег, средства поступили в крупном объеме на карту с незнакомого счета и тут же были переведены на другой счет и др.- то в приложении к снятию наличных «нетипичность» не работает.

Но, во-первых, если речь идет о мошенниках, то банкомат это последняя, финальная точка в комбинации по облапошиванию и, как говорят в народе, «поздно пить Боржоми». А во-вторых, поводы для блокирования выдачи денег могут трактоваться крайне широко и применяться без преувеличения к каждой операции. Достаточно привести примеры «нетипичности» - запрашивается более крупная чем обычно сумма, пришедшая на карточный счет сумма тут же обналичивается, использован банкомат не в вашем районе (не дай бог, в другом городе!), использован нетипичный метод снятия денег (обычно карта и вдруг QR-код!). Всего 9 пунктов. Нарушение хотя бы одного служит основанием для отказа в выдаче наличных. Правда, регулятор сообщает, что блокируется всего на 48 часов и что в офисе банка ограничения не действуют, но….

Но дело-то в том, что порой деньги срочно нужны в экстренной ситуации, которая нередко случается в другом населенном пункте или в неурочное время. Эффективность в деле борьбы с мошенниками близка к нулю, чего не скажешь о неудобствах для клиентов банков.
Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи