Рост потребительского кредитования: кредитки идут нарасхват

Наших соотечественников, похоже, ничто не берет. Перманентно тянутся вверх цены на все, рост заработной никак не успевает догнать возросшие цены и тарифы, уровень жизни неуклонно снижается, в стране фактически ликвидирован «средний класс»… И тем не менее, в позапрошлом - начале нынешнего годов в стране зафиксированы оживление потребительского кредитования в России и рост выдачи кредитных карт. Скажем, после падения спроса на кредитки в 2015 году, в 2016 – выдача карт возросла на 15%. А уже в прошлом россияне получили в полтора раза больше кредитных карт, чем годом ранее.

Более того, за те годы, когда у нас активно внедрялись и не менее активно потреблялись новые банковские продукты, многие россияне научились так пользоваться кредитками, чтобы не платить банкам проценты по кредитам. В результате, несмотря на увеличение числа выдачи карт это практически не сказывается на росте портфеля и процентных доходах банков.

Как отмечают эксперты, наибольшими темпами выросла выдача карт с максимальным лимитом — от 100 тысяч рублей. По данным бюро кредитных историй «Эквифакс», их было выдано на 70 процентов больше, чем в 2016 году. Карты с лимитом до 20 тысяч показали рост выдачи на 10 процентов, от 20 тысяч до 100 тысяч рублей — на 47 процентов.

Для чего россияне берут кредиты сейчас? По мнению экспертов, часть потребителей реализует давно запланированные крупные покупки даже в условиях снижающихся доходов. Это касается и возросшего спроса на бытовую технику и электронику, который вызван тем, что многие «девайсы», купленные в докризисные годы, уже требует замены в связи с поломкой или износом.

Немалую роль для оживления потребительской активности играет рынок МФО, в частности, те организации, которые работают в сегменте pos-кредитования. Как полагают аналитики, если в нынешнем году в стране не будет резких экономических подвижек в худшую сторону, то рост pos-кредитования может достичь 16-17% (в конце прошлого года он составил около 11%).

В нынешнем году ожидается рост и самого рынка МФО. Прогнозируется и продолжение перехода части компаний из оффлайн сегмента в онлайн, который таким образом обещает подрасти. Этот процесс связан с политикой Центрального Банка, который в 2017 году существенно ограничил возможности МФО для заработка в сегменте «Займы до зарплаты». В результате  МФО были вынуждены активнее осваивать новые ниши, в частности онлайн-кредитование. В нынешнем году доля займов, выданных через интернет может возрасти до 35-40 млн рублей.

При этом рост потребительского кредитования происходит на фоне снижения ставки как по ссудам, так и по вкладам. Как прогнозируют специалисты, если инфляция в целом в 2018 году сохранится на уровне ниже пяти процентов (по итогам 2017 года она не превысила трех процентов), то ставки по рублевым кредитам снизятся на полтора-два процентных пункта, примерно на полтора процента упадут и ставки по вкладам.

Владимир Капитонов, Агентство СЗК

Автор
Агентство СЗК

Владимир Капитонов

Похожие статьи