Валютный контроль в России – взять и отменить!
- Опубликовано 14 марта 2018
- Финансы
- Автор: Агентство СЗК
Центр стратегических разработок (ЦСР), возглавляемый Алексеем Кудриным, предлагает отменить валютный контроль. По мнению экспертов, с одной стороны, он слишком обременителен и предусматривает слишком жесткую ответственность за нарушения, а отказ от валютного регулирования, с другой стороны, повысит экономическую активность в стране.
Либерализация валютного регулирования в России 1990–2000-х годов была частичной, при этом до сих пор сохраняются существенные ограничения, связанные с требованиями законодательства к порядку совершения валютных операций, цитирует РБК доклад ЦСР о реформе валютного контроля. «Запретительный характер» регулирования мешает трансграничной деятельности российского бизнеса, а сами механизмы контроля «не позволяют достигать макроэкономических целей по устойчивости» рубля, поэтому валютный контроль в стране нужно отменить.
Авторы доклада называют восемь ключевых проблем валютного регулирования в России. Во-первых, существование понятия «валютный резидент», которого нет в странах ОЭСР. Резидентами являются все юрлица, созданные по отечественному законодательству, а с этого года ими считаются и все российские граждане (до этого россияне, находящиеся за рубежом непрерывно больше года, становились нерезидентами).
Во-вторых, запрет зачислять на зарубежные счета средства от продажи движимого и недвижимого имущества и ценных бумаг. Это «неоправданное обременение для добросовестных участников экономической деятельности», которое, в частности, мешало амнистии капиталов 2015–2016 годов, считают в ЦСР.
В-третьих, требование о предоставлении валютными резидентами отчетности по зарубежным счетам (в противном случае операции, проведенные по таким счетам, признаются незаконными, из-за чего резидентам грозит штраф в размере 75–100% от их суммы).
В-четвертых, необходимость репатриации российской и иностранной валюты, полученной компаниями по внешнеторговым контрактам. Это не позволяет прекращать обязательства по трансграничным контрактам с нерезидентами через взаимозачеты и прощение долга и негативно влияют на электронную торговлю, для которой быстрые межстрановые платежи имеют «ключевое значение», полагают авторы доклада.
Пятая проблема — запрет валютных операций между резидентами (как в России, так и за ее пределами). Шестая — слишком жесткая ответственность за нарушения валютного законодательства (большие штрафы, потенциальное уголовное наказание практически за любое нарушение требований валютного законодательства).
Наконец, указывает ЦСР, система администрирования валютного контроля слишком сложна. Существуют органы регулирования (налоговая, ЦБ, ВЭБ, таможня) и агенты регулирования (ЦБ, правительство и уполномоченные банки): первые могут предписать устранить нарушения или применить меры в соответствии с законом, вторые же лишь проводят проверки. Последняя проблема, по мнению ЦСР, в том, что валютные ограничения создают барьеры для развития Евразийского экономического союза.
Эксперты ЦСР называют валютные ограничения в России «анахронизмом» и предлагают отменить закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Это «приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности», говорится в докладе.
Либерализацию валютного регулирования предлагается провести в два этапа. Первый, в ходе которого необходимо отменить требования по репатриации и установить открытый режим использования иностранных счетов, может быть реализован уже к концу 2018 года, Затем Минфин и ЦБ должны будут подготовиться к отмене запрета на валютные операции между резидентами и к введению в Гражданском кодексе запрета на использование иностранной валюты как платежного средства на территории страны. Нормы отчетности по зарубежным счетам, которые сейчас регулируются федеральным законом, нужно будет перенести в Налоговый кодекс, полагают авторы реформы.
Второй этап реформы должен будет пройти в 2019–2020-е годы. ЦСР предлагает отменить требование подачи отчетности лицами, чьи счета находятся в странах, с которыми Россия автоматически обменивается информацией по стандартам ОЭСР. Сейчас Россия договорилась об обмене информацией по зарубежным счетам налоговых резидентов с 73 государствами, однако требования по использованию финансовыми институтами стандарта ОЭСР пока не установлены.
Агентство СЗК