«Ахиллесова пята» российского сельского хозяйства
- Опубликовано 10 марта 2016
- Коллизии
Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») предупредил, что может остановить производство и прекратить отгрузки продукции в магазины страны из-за нового приказа Минсельхоза. Об этом в номере от 9 марта пишет газета «Коммерсант».
«Союзмолоко», в который входят Danone и PepsiCo, попросил вице-премьера Аркадия Дворковича, главу администрации президента Сергея Иванова и замглавы Минэкономики Олега Фомичева отозвать приказ Минсельхоза № 648, который обязывает производителей питьевого пакетированного молока оформлять ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) в отношении каждой партии произведенного продукта с марта 2016 года. В письме на имя указанных лиц отмечается, что приказ разработан без проведения общественного обсуждения и утвержден с очевидными нарушениями процедуры оценки регулирующего воздействия.
В интервью изданию "Коммерсант" производители пояснили, что реализация требований Минсельхоза повлечет за собой переоснащение производственных линий, изменение бизнес-процессов и потребует увеличения числа работников. В результате отпускная цена на молоко может вырасти от 5 до 10%.
На днях министр сельского хозяйства Александр Ткачев в эфире телеканала НТВ заявил, что Россия на 70–90% зависит от импорта по некоторым видам семян. «Мы до сих пор процентов на семьдесят, а по некоторым видам семян — на девяносто (сахарная свекла), зависим от импортных семян, понимаете? Мы свою промышленность развалили условно лет двадцать назад или в силу того, что нам рассказали, что лучше импортные купить, они качественные», — сказал он, отметив, что не все импортируемые семена являются качественными. По его словам, импортные семена являются «ахиллесовой пятой» сельского хозяйства России.
Экспертные оценки:
Татьяна Воеводина
Тревожные новости о таких важнейших элементах сельского хозяйства, как зерновое производство и производство молока, заставляют вспомнить один из загадочных вопросов нашей истории: это глупость или измена? На этот вопрос во многих отношениях ответ не найден. Но в случае земледелия и животноводства я не склонна к конспирологическим объяснениям. Это просто тотальная некомпетентность. Раньше для того, чтобы стать, например, министром просвещения, нужно было быть учителем, а сейчас можно быть бухгалтером, переводчиком, вообще неизвестно кем. Естественно это не может не сказываться на качестве управления теми или иными сферами. Представляется, что в этом и кроется основная загвоздка. Принято считать, что сейчас везде в мире рулят финансисты и маркетологи. Но мы тоже не хуже, и поэтому нам тоже профильные специалисты не нужны. Была же у нас медсестра во главе сельского хозяйства, это тоже привело к сегодняшним результатам.
Вот новый приказ Минсельхоза о молоке. Производители молока в панике. Чиновники, наверное, хотят повысить стандарты, приблизить их к европейскому уровню. Желания самые что ни на есть правильные. Я работала в итальянской компании, которая принадлежала группе «Фиат», и мы занимались созданием целостных производственных комплексов в области переработки сельхозсырья, в том числе и молока. И мы сталкивались с таким явлением, что европейское молоко должно отвечать множеству параметров, а для нашего требуются лишь кислотность, плотность, бактериологическая осеменённость, жирность. Изменить эти традиции в одночасье невозможно. Возникает вопрос: если проверено само содержимое пакетов с молоком, и там нет вредных микроорганизмов и веществ, то зачем нужны тогда ветеринарные документы? Это же просто лишняя бюрократия и удорожание продукта. Но это общий путь нашей бюрократической мысли. Скажем, на такую не слишком опасную для жизни вещь, как швабра для уборки пола, мы тоже должны оформлять документы, которые повествуют о том, что швабра не приведёт к необратимому расстройству здоровья тех, кто ею пользуется. Так полагается, наверное, все чиновники должны быть «при деле». Но прежде всего мне хочется сказать в принципе: нельзя ничего делать с бухты-барахты. Требуется переходный подготовительный период. По крайней мере, год уж точно нужно дать. В настоящее время вообще очень недостаточно производство молока. Найти в магазинах приличное молоко небольшого срока хранения не так-то просто.
Ещё хуже, чем с молоком, обстоит у нас дело с семенами для посева. Семена овощей практически все импортные. Когда у нас произносятся шапкозакидательские речи о том, что сельское хозяйство вырулило к каким-то заоблачным вершинам – это совершенно неправильно. Советское сельское хозяйство отличалось многими недостатками, которые всем известны, но оно было самодостаточно. То есть даже в условиях экономической блокады оно могло развиваться, потому что существовало на собственной основе. В настоящий момент мы сидим на том же крючке, на котором находятся страны Третьего мира - на крючке зависимости от посевного материала. А импортные семена ещё тем интересны, что это так называемые гибриды первого поколения, то есть растение из них получается, а дальше нельзя из этого растения собрать семена и снова их воспроизвести, нужно снова закупать семена. Это сделано совершенно специально, потому что транснациональным корпорациям нужно зарабатывать свои деньги.
Следует понимать, что коллективному Западу, нашим геополитическим противникам и конкурентам, есть за какие ниточки нас дёрнуть. Тревожна у нас и ситуация со средствами защиты растений, с так называемой агрохимией. Пестициды, то есть средства борьбы с сорняками, вредителями, болезнями, все иностранные. У нас в Ростовской области торговцы средствами защиты растений предлагают только общеупотребительные иностранные средства. Это очень опасно, потому что, несмотря на то, что обыватели возражают против «вредной ядовитой химии», без неё в настоящий момент вести сельское хозяйство невозможно. Практически всё настроено на использование химии. Семена, химия, ветеринарные препараты для лечения или профилактики болезней скота, а также белково-витаминные добавки в пищу скота, которые значительно увеличивают его продуктивность – всё это мы получаем из-за границы. Это задача, которую нужно решить, пока она не стала катастрофой.
Вспоминая наши «тучные годы», невозможно не задаться вопросом: почему не были построены нужные химические, биологические, сельскохозяйственные производства, не были заложены опытные поля для производства семян? Ведь деньги-то были. Может быть, это просто головотяпство, но и диверсией пахнет. Например, в Сколкове раньше были поля Института кормоводства и кормопроизводства. Потом решили, что эксперименты в области производства кормов для сельскохозяйственных животных – это дело не очень важное, лучше что-то такое придумать «инно» и «нано». Но в результате мы не имеем ни того, ни другого.
Мы впали в идеологическую зависимость от либеральной доктрины. от принципов «вашингтонского консенсуса», что нужно всё приватизировать, что государство должно уйти из экономики, оно не должно действовать в экономике в первом лице... Так, собственно говоря, и поступили. А следует отметить, что селекционная работа, работа по существу вещей научная, не может выполняться частником. По крайней мере, в должном объёме и в должном количестве. Эта работа должна возглавляться государством, потому что только государство может действовать таким образом, что прибыль не будет непосредственно быстрой. А частник рассчитывает на видимую прибыль в какие-то видимые сроки, она должна быть не за горизонтом. Поэтому вполне естественно, что высокотехнологичные сельскохозяйственные предприятия прекратили своё существование. У нас были заводы по производству белково-витаминных добавок в корм скоту, построенные при советской власти ещё в конце 70-х г – начале 80-х годов. Последний завод закрылся уже в этом веке. Всё это вполне закономерно, потому что требовалось расчистить рынок для импортного товара, я так понимаю. Вроде бы это и не диверсия, а просто экономическая политика, но можно сказать и – диверсия. По результатам – это прекрасная диверсия. Но первопричина – в ложной теории, ложном представление о жизни и вообще всём. Мы всерьёз восприняли постулаты «вашингтонского консенсуса», идеи неолиберализма, которые наши американские «друзья» специально придумали для зачистки среднеразвитых экономик мира. Говорят, что это предпродажная подготовка стран.