Александр Широкорад: Развод целый год?
- Опубликовано 24 января 2017
- Коллизии
- Автор: Агентство ФинЭк
Не проходит и дня, чтобы в СМИ или Госдуме не было бы истерики по поводу семейного насилия, разумеется, мужского. Хотя среди семейных убийц женщин примерно столько же. Да, среди наших мужчин хватает психопатов и алкоголиков, но и среди женщин таких более чем достаточно.
Так зачем же мучиться с ними? Не проще ли пойти в ЗАГС и развестись, как это было в 1920—1936 гг.?
Но наши думцы думают иначе. Побил пьяный муж жену, ей предоставляется альтернатива — убить его, благо суд подгонит оное «благое» дело под «необходимую самооборону», или отправит мужа в зону.
Но вот развестись — ни-ни!
Развод, как спасение
Все знают, что жен бьют не только хулиганы-алкоголики. Так случилось, что я 30 лет назад хорошо знал двух молодых женщин. Оля и Лена вообще-то были хорошими людьми, но благодаря советским СМИ они уверили себя, что могут быть хорошими женами и параллельно крутить романы на стороне. Их мужья, рабочий и научный сотрудник, предложили им или прекратить «гулянки», или развестись. Обе отказались. За неимением иного выхода мужья начали дубасить жен и любовников, пострадали и отец Оли, и мать Лены.
В итоге после трех месяцев экзекуций оба дамы подали в суд на развод, но суд еще дал 6 месяцев отсрочки. И всё! Научный сотрудник женился на 20-летней студентке на 18 лет себя моложе, ну а рабочий — на одногодке, но хозяйке предприятия, где он работал. В их семья родилось по ребенку, никаких драк, обе пары счастливы уже 30 лет.
Бывшие жены больше замуж не вышли. Лена спилась и попала в психушку, Оля живет на подачки зарубежной родни и уже 18 лет отсуживает у дочери квадратные метры жилплощади.
А попали бы эти московские домашние мальчики в зону? Там бы и протянули ноги. А если бы и вышли, то инвалидами или «уркаганами».
Но не всегда же женщины «гуляют»! Так развод, а в 99% случаев сама угроза реального (немедленного) развода автоматически разруливают подавляющее большинство семейных конфликтов. Угроза развода становится моментом истины, кому подбирать брошенные на пол носки, в зависимости от состояния недвижимости, зарплаты, возраста и внешности каждого из супругов.
По мусульманским законам, развод очень простая процедура: мужчине достаточно три раза публично заявить о своем решении - и все
У нас около 30% мусульманских народов, причем их доля постоянно увеличивается. По мусульманским законам, чтобы развестись, достаточно три раза публично заявить об этом. И всё!
Но мы же славяне. У нас все иначе! Ложь! Самая наглая ложь!
Порвал полотенце - развелся
Начну с того, что развод был нормальным явлением у язычников-славян. Совершался он в течение одного дня. Супруги или их родичи публично разрывали над проточной водой или над перекрестком дорог полотенце, пояс или иной предмет одежды. После этого действа супруги считались разведенными и могли в ступать в новый брак.
Но вот князь Владимир Святославович крестил Русь. Однако на разводах это практически не сказалось, поскольку в первые 300 лет христианские обычаи медленно проникали в быт населения, особенно в глубинке.
Прелюбодейство - одна из самых древних причин развода на Руси
А в XV веке Русь разделилась на свободные земли и территории, подвластные свирепым московским самодержцам, сделавшим митрополитов своими «замполитами». Тут уместен афоризм классиков: «История — не тротуар Невского проспекта».
Московские владыки огнем и мечом объединили Русь, что соответствовало «историческому прогрессу». И, надо сказать, сделали они это менее кроваво, чем испанские, французские и английские короли. Но из вышесказанного не следует, что население Господина Великого Новгорода до 1480 г. жило хуже москвичей.
В Новгороде, Пскове, Хлынове (Вятке) и ряде других городов высшим законодательным, а зачастую и исполнительным органом было вече. Духовенство в значительной части, а то и полностью избиралось клиром и мирянами. Развод же был столь же свободен, как и в языческой Руси. Между прочим, социальный статус и права женщины в вольных городах были куда выше, чем в Москве. Так, в Новгороде никто не смотрел косо на трижды или четырежды разведенную женщину.
В конце XV — начале XVI веков Иван III и Василий III захватили Новгород, Псков и Хлынов и установили там деспотические московские порядки.
После этого свободными остаются до середины XVIII века лишь земли донских, малороссийских и запорожских казаков. Развод там свободен и быстр. Например, на Дону, чтобы развестись, казак выводил свою жену в Круг и трижды повторял: «Ты мне больше не жена» (обряд почти совпадает с мусульманским). Сразу же после этих слов из Круга мог выйти другой казак и накрыть разведенную полой своего кафтана. Если женщина не сопротивлялось, то считалось, что она вновь вышла замуж. После этого поп мог совершить венчание, но и без него женщина считалась замужней.
Свободный был развод и у малороссийских казаков. Это создавало им большие проблемы при въезде в российские пределы. Дело в том, что в XVI — начале XVIII веков в Россию бежали сотни тысяч малороссов, спасаясь от притеснений польских панов и «междусобойчиков» местных «полевых командиров» — гетманов, полковников и атаманов.
Пограничные московские воеводы принимали беглецов, но пытались действовать по московским законам и часто силой отбирали жен у новых мужей и отправляли их к старым.
Вопреки расхожему мнению большинство так называемых «старых» (состоятельных) запорожцев были… женаты. Но жены их жили не в самой Сечи (крепости), а в многочисленных паланках, на хуторках и пасеках на Великом Лугу, окружавшем Сечь. Кто-то из «старых» запорожцев был обвенчан, кто-то нет. Многие имели по несколько жен.
Развод, как повод к войне
В Московском государстве развод был предельно затруднен. Это связано не с религиозными догмами, а с желанием правителей как можно сильнее подчинить подданных. Сами же владыки разводились быстро и часто. Вспомним тех же Ивана IV и Петра I.
Классический пример. Екатерина II официально сделала фаворитизм важнейшей государственной службой. И в то же время издевалась над Александром Суворовым, не давая ему развестись с развратной женой, о которой сплетничали обе столицы.
Развод в Российской империи мог быть совершен только Священным синодом, а руководил синодом обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый императором. Однако для лиц императорской фамилии и высшей аристократии разрешение на брак и, соответственно, на развод давал лично император. Замечу, что Николай II, давая разрешение на брак и развод, руководствовался в основном внешней и внутренней политической конъектурой. Таким образом, в 1914—1916 гг. в связи с ухудшением ситуации в империи ряд великих князей и княгинь получили возможность легализовать свой брак или развод.
Тут важно отметить, что суровые правила развода в России распространялись только на православных. Представители иных конфессий разводились по своим законам. В частности, у мусульман к 1917 г. на законных основаниях существовали полигамия и быстрый (в течение нескольких минут) развод.
В 1886 г. борьба Священного синода с разводами чуть не привела к общеевропейской войне. В 1868 г. в Париже состоялась свадьба князя Константина Горчакова, сына канцлера Российской империи, и 18-летней принцессы Марии Стурзы, дочери господаря (правителя) Молдавии, причем не будущей Молдавской ССР, которая тогда именовалась Бессарабией, а большой области в Румынии.
Константин Горчаков. Его развод с принцессой Марией Стурзой чуть не стал поводом к войне
Несмотря на титул, родство и связи бездарный Константин карьеры не сделал, зато много пил и развратничал. В итоге Мария в сентябре 1885 г. обратилась в петербургскую консисторию с иском о разводе. 4 октября было вынесено решение о «пасторских увещеваниях» супругов. Стороны 5 и 15 декабря вызывались для «судоговорения», но на заседания Горчаков не явился.
Князя легко понять. Речь шла об огромных владениях Марии в Бессарабии, которых клан Горчаковых автоматически лишался при разводе. Таким образом шансов у Марии развестись в Петербурге не было, и она обратилась к Вселенскому Константинопольскому патриарху Иоакиму IV.
С учетом того, что Мария оставалась подданной Румынии, 27 февраля 1886 г. ей был дан развод на основании Византийского права — кодекса Арменопула и 28-го правила Халкидонского собора.
Русский посол в Константинополе Нелидов и ряд российских министров начали кампанию против патриарха. Газета «Русский курьер» писала: «Дело может принять размеры вопроса международного». Из-за болезни и травли патриарх Иаким IV 14 декабря 1886 г. оставил престол. Новым патриархом стал Дионисий V. «Церковный вестник» — официальный орган Священного синода — разразился угрозами в адрес патриарха: «Заклинания Дионисия не помешали нам войти в Адрианополь, не помешают нам войти и в Константинополь».
Ну а на Мальте британские броненосцы были выведены из резерва и начали разводить пары. После чего и Синод, и министры прекратили разговоры и о Константинополе, и о Марии Стурзе.
В 1920 г. Ленин ввел новый кодекс о браке, по которому можно было развестись в тот же день и без согласия другого супруга. Небо на землю не рухнуло. Страна залечила раны, нанесенные Гражданской войной, и вышла на 3-е место в мире по экономическому развитию.
Как видим, быстрота развода зависит не от религии, а исключительно от деспотизма правителей. Сталин был атеист, но он ввел свирепый закон о браке образца 1936 года, весьма затруднявший разводы. «Демократические» правители с 1991 г. поносят Сталина за все, но «падают до ниц» перед законом о семье и браке 1936 года. Разумеется, закон только для «низшей расы». Гали Брежневы, Пугачевы и всякие там Орбакайты разводятся часто, быстро и без всякого вреда для своего здоровья.
А что касается простых людей, за отсутствием оперативного развода они платят в год 15—20 тысячами убитых, тысячами людей, брошенных в зону, десятками, если не сотнями тысяч людей, которых семейные конфликты привели к сердечно-сосудистым заболеваниям, язве желудка, онкологии и прочая, и прочая…
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для Агентства ФинЭк