Берегись велосипеда!

В добрых и назидательных фильмах 1940—1960-х годов не только работяги, но и председатели колхозов, и даже секретари райкомов ехали на службу на велосипедах. А вот их антиподы — чиновники того же или более высокого ранга — предпочитали пиджаки, галстуки, «Эмки», «Победы» и «Волги». Велосипед был атрибутом положительного героя, а автомобиль — аморальной личности.

И вот сейчас московские власти хотят посадить москвичей, если не всех, то большинство, на велосипеды. А кто на них поедет? Моя подруга Наташа? Ей 40 лет, из которых она половину проработала в офисах с жестким дресс-кодом. Там в джинсах позволяют появляться лишь по пятницам.

В Москве миллионы таких людей именуют «офисным планктоном», и практически у всех жесткий дресс-код. И вот они будут приезжать на службу в поту и грязи летом и насквозь мокрые от дождя и снега зимой, весной и осенью. Разумеется, если приехать на час раньше, то можно принять душ, переодеться, накраситься, поправить прическу и т.п. А, уезжая домой, снова переодеться и т.д. А если потом в театр, в гости, на дискотеку, в ресторан?

А, может, наш мэр очень озабочен проблемами домохозяек, которые ездят в «Ашан» за продуктами? Они катят одну или даже две тележки с продуктами прямо к багажнику автомобиля. По мнению мэра, им куда удобнее прокатиться в «Ашан» три или четыре раза на велосипеде, чтобы купить те же продукты.

Два дня назад я вернулся из Демидовского района Смоленской области, где бываю до пяти раз в год. Там более-менее приличное шоссе, но автомобили ездят крайне редко, а автобусы идут на Смоленск 3—4 раза в день. Казалось бы, что все население должно сесть на велосипеды. Но, увы, людей в автомобилях или пешеходов на порядок или два больше, чем велосипедистов. Причем, 95% велосипедистов едут «по делу», то есть на ферму, рынок, рыбалку и т.д. «Выпендривающейся» молодежи на велосипедах я просто не видел.

А вот в Москве картина диаметрально противоположная. Для подавляющего большинства велосипедистов велосипед не оптимальное средство передвижения, а способ «себя показать» и попугать неповоротливых дядь и теть на тротуарах.

Под покровительством мэра велосипедисты получили все права и никаких обязанностей. Вот, к примеру, если автомобилист в свой День рождения разопьет бутылку шампанского с женой и на следующий день сядет за руль, то его считают преступником. А какие меры предусмотрены законом против пьяного в стельку лихача-велосипедиста, несущегося зигзагом по тротуару. Его что, тоже прав лишат, которых у него не было и нет?

Собьет велосипедист на тротуаре (!) ребенка или старушку и умчится. Благо, его ни пешеходы, ни автомобиль ГИБДД по тротуару не догонят. А потом его найти невозможно, номера-то у него нет. Велосипеды появились в России при Александре III, и в больших городах велосипедистов сразу обязали иметь номера и регистрироваться в полиции. Регистрацию и номера отменили лишь в 1970 году в подарок велохулиганам ко Дню рождения Ильича.

Самое любопытное, что по действующему законодательству номера и регистрация при движении по Москве не обязательны не только для велосипедов, но и для всех самодвижущихся средств (далее СС). Речь идет о скутерах, мопедах, велосипедах и самокатах с электродвигателями, сегвеях и т.д. Главное, чтобы двигатель СС не позволял разогнаться свыше 45 км/ч по горизонтальной поверхности. Какой умник написал такое? На велосипеде с мотором можно существенно увеличить скорость за счет мускульной силы. И это, кстати, записано в рекламе СС. А «крутые» любят с ветерком съезжать со спусков, которых в городе предостаточно. Тут и до 100 км/ч разогнаться можно!

Представьте себе, что на человека наезжает объект весом 100 и более килограмм со скоростью хотя бы 45 км/ч. Что будет со взрослым человеком, я уж не говорю о старушке или ребенке?

Кстати, недавно объявили, что в Москве в ближайшие дни будут установлены три пункта проката электровелосипедов, всего 150 штук. В одной из реклам, не буду ее называть, рекламируются электровелосипеды, развивающий скорость от 20 до 80 км/час и массой 120 кг. В той же рекламе говорится, что подобные электровелосипеды могут ездить и по тротуару.

Неужели в нашем якобы правовом государстве никто не удосужился просчитать последствия выпуска на центральные улицы десятков тысяч лихачей на велосипедах, скутерах, мопедах, сегвеях и т.д.? Скажем, точно известна статистика ДТП с участием автотранспорта. А вот с травмами, которые получили пешеходы, ставшие жертвами наезда велосипедистов, - картина туманная. Как сказали знающие люди, травмпункты и медучреждения получили указание записывать результаты таких наездов, как бытовые травмы. То есть, пока статистика ДТП с такими персонажами или толком не ведется, или держится в секрете. Но надолго ли удастся утаивать информацию? И велосипеды, и СС стоят не слишком дорого, их можно приобрести даже по Интернету. Через несколько месяцев их число на тротуарах резко возрастет.

Ах, для них будут специальные дорожки! Да они сами будут съезжать с этих дорожек. И почему пешеход не может подойти к проезжей части посмотреть, идет ли троллейбус, сесть в подъехавший к тротуару автомобиль или выйти из него. Шесть поколений москвичей привыкли считать себя хозяевами на тротуарах. И кто придумал делать запретные для пешеходов зоны на тротуаре?

Во всех странах безнаказанность преступников автоматически вызывает самосуд населения. Пусть один лихач удерет с места ДТП, второй, а вот третьего поймают, и он с лихвой ответит и за себя, и за обоих удравших.

Автор
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
военный историк, писатель, публицист

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист

Автор более сотни книг по артиллерии, военной технике, истории
Похожие статьи