«Бородино» на мели: Прощай, матушка Ока
- Опубликовано 12 октября 2020
- Коллизии
- Автор: Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
5 октября «белый-беленький» теплоход под названием «Бородино» отправился вниз по течению Москвы-реки. Впереди Константиново — родина Сергея Есенина, древняя Рязань, русско-татарский город Касимов и, наконец, Муром. На корабле отличное обслуживание, все каюты с санузлами. Погода — «золотая осень», каждый день солнечно и тепло — до 20 градусов.
Одна беда — река! Когда-то полноводная Ока была главной водной артерией Руси. По ней купцы и отряды варягов-руси ходили на Волгу и Каспий, а по системе копанок и волоков — на Дон и на Чёрное море.
Пётр Великий в 1695 году ходил по Оке на Азов, а в 1722 году — на Каспий.
Ещё в IX—XV веках варяги и русские ходили на судах из Десны в Оку без волока. Дело в том, что правый приток реки Сейм Свала (площадь водосборного бассейна 4990 кв. км) и река Очка в те времена вытекали из одного озера. А Очка через 10—15 км впадала в Оку. Ну а в 1900 году по Оке ходили 106 пассажирских, грузовых и буксирных пароходов и 2211 несамоходных плавсредств. Причём, пароходы ходили от Нижнего Новгорода до Орла!
А сейчас Ока впервые за полторы тысячи лет перестала быть судоходной. Даже в Википедии сказано: «В нынешнее время» регулярное судоходство на реке Оке «условно регулярное»!... «Начиная с 2005 года транспортное и пассажирское судоходство отсутствует» (!)
Теплоход «Бородино» на причале в Константинове. Фото автора
Практически каждый день днище «Бородино» задевало мели. Но благодаря умению капитана теплоход на ходу форсировал их или, постояв пару минут, сходил с мели.
Тем не менее, по навигационным причинам график путешествия был в большинстве своём сорван. Из-за отсутствия причала в Рязани мы приехали туда из Константинова на… автобусе, а потом вновь вернулись на родину Есенина, где у причала стоял «Бородино».
Ну а в Касимове, где тоже не было причала, мы добирались до берега на катере типа «Москва» во тьме ночной. Точнее, время прибытия — вместо 15.00 оказалось 19.00, но на дворе октябрь, и Касимов был в кромешной тьме. Экскурсовод показывает нам неподсвеченные храмы и призывает верить ей на слово, что они — жемчужины Касимова.
Любопытно, что уже в 19.30 улицы безлюдны. За 3 часа прогулки по центру Касимова мы встретили не более пяти местных жителей.
Проснувшись и увидев буксиры, я всё понял. Фото автора
И вот настал последний день путешествия. Вечером 11 октября, в 21.00, мы должны были прибыть на Южный речной вокзал Москвы. Увы… В 2 часа ночи 11 октября пассажирский теплоход с 89 туристами и 41 членом экипажа пропорол днище на реке Оке в районе населённого пункта Белоомут.
Капитан направил судно на берег, и «Бородино» лёг на грунт. Пассажирские каюты в трюме были затоплены. Но пассажиры с остальных палуб узнали об аварии только проснувшись утром.
Команда и директор круиза Арман Яровиковский действовали безукоризненно. Всех туристов накормили завтраком по расписанию, дали время спокойно собраться и примерно в 9 ч. 30 мин. через корпус буксира вывели на берег, где нас уже ожидали автобусы. Матросы помогали добраться до берега пожилым людям и доставили туда все чемоданы.
Что будет дальше? Нетрудно догадаться. Возникнут претензии к капитану, хотя в круизе он показал высокий профессионализм в столь сложной навигационной обстановке. Капитана Урала Ямалетдинова я хорошо знаю по многим рейсам на Волге, Каме, Оке и Суре как на «Бородино», так и на однотипном «Василии Чапаеве».
«Бородино» на грунте. Фото автора
Боюсь, опять же, как в случае с «Булгарией» начнутся глупые разговоры, что судно де старое. И действительно, «Бородино» построено в Венгрии в 1960 году. Явно будут претензии к круизной компании. Тут не стоит забывать, что все путёвки на «Бородино» были заранее проданы. Так было в 2020 году, так было и раньше. Нравится чиновникам или нет, но российские туристы хотят ходить по Оке.
Эвакуация туристов. Фото автора
Главная беда не только для «Бородино», но и для всей России, что страна потеряла Оку. Почему? Посмотрите Интернет. Довольно много воды берёт город Орёл и ряд мелких городов выше Коломны. Но львиную долю воды для Оки из Клязьмы и Москвы-реки поглощает Москва с её бессчётным населением — то ли 25, то ли 50 миллионов!
Рязанский экскурсовод показывает нам памятник Ленину с вытянутой рукой. Раньше вождь призывал строить социализм в Рязани, а сейчас показывает на Московский тракт — «Езжайте в Москву за бабками!»
Памятник Ленину в Рязани. Фото: https://zen.yandex.com
За всё путешествие мы не встретили ни одного земснаряда на Оке.
Один журналист сострил, что в Москве сейчас живёт половина населения России. И действительно, мы с Белоомута до площади Трёх вокзалов в Москве ехали на автобусе 4 часа — и это в воскресенье в первой половине дня, при минимальных «пробках». И всюду мы видели в обе стороны забитое машинами шоссе и только что построенные огромные дома — «человейники».
Чиновники погубили Оку, но сотни чиновников, отвечающих за реку, здравствуют и получают солидные оклады. Ну а коренным москвичам живётся всё хуже и хуже.
Пожилые вспоминают, а молодые с удивлением видят в старых кинофильмах широкие проспекты без «пробок» доперестроечной Москвы. Новые дома возводились на расстоянии 200—300 метров друг от друга, а между ними разбивались скверы, бульвары, детские и спортивные площадки. Увы, это всё в прошлом. А сейчас у нас «человейники» окно в окно.
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист - для Агентства СЗК