«Бородино» на мели: Прощай, матушка Ока

5 октября «белый-беленький» теплоход под названием «Бородино» отправился вниз по течению Москвы-реки. Впереди Константиново — родина Сергея Есенина, древняя Рязань, русско-татарский город Касимов и, наконец, Муром. На корабле отличное обслуживание, все каюты с санузлами. Погода — «золотая осень», каждый день солнечно и тепло — до 20 градусов. 

Одна беда — река! Когда-то полноводная Ока была главной водной артерией Руси. По ней купцы и отряды варягов-руси ходили на Волгу и Каспий, а по системе копанок и волоков — на Дон и на Чёрное море. 

Пётр Великий в 1695 году ходил по Оке на Азов, а в 1722 году — на Каспий. 

Ещё в IX—XV веках варяги и русские ходили на судах из Десны в Оку без волока. Дело в том, что правый приток реки Сейм Свала (площадь водосборного бассейна 4990 кв. км) и река Очка в те времена вытекали из одного озера. А Очка через 10—15 км впадала в Оку. Ну а в 1900 году по Оке ходили 106 пассажирских, грузовых и буксирных пароходов и 2211 несамоходных плавсредств. Причём, пароходы ходили от Нижнего Новгорода до Орла! 

А сейчас Ока впервые за полторы тысячи лет перестала быть судоходной. Даже в Википедии сказано: «В нынешнее время» регулярное судоходство на реке Оке «условно регулярное»!... «Начиная с 2005 года транспортное и пассажирское судоходство отсутствует» (!) 

Теплоход «Бородино» на причале в Константинове. Фото автора

Практически каждый день днище «Бородино» задевало мели. Но благодаря умению капитана теплоход на ходу форсировал их или, постояв пару минут, сходил с мели. 

Тем не менее, по навигационным причинам график путешествия был в большинстве своём сорван. Из-за отсутствия причала в Рязани мы приехали туда из Константинова на… автобусе, а потом вновь вернулись на родину Есенина, где у причала стоял «Бородино». 

Ну а в Касимове, где тоже не было причала, мы добирались до берега на катере типа «Москва» во тьме ночной. Точнее, время прибытия — вместо 15.00 оказалось 19.00, но на дворе октябрь, и Касимов был в кромешной тьме. Экскурсовод показывает нам неподсвеченные храмы и призывает верить ей на слово, что они — жемчужины Касимова. 

Любопытно, что уже в 19.30 улицы безлюдны. За 3 часа прогулки по центру Касимова мы встретили не более пяти местных жителей. 

Проснувшись и увидев буксиры, я всё понял. Фото автора

И вот настал последний день путешествия. Вечером 11 октября, в 21.00, мы должны были прибыть на Южный речной вокзал Москвы. Увы… В 2 часа ночи 11 октября пассажирский теплоход с 89 туристами и 41 членом экипажа пропорол днище на реке Оке в районе населённого пункта Белоомут. 

Капитан направил судно на берег, и «Бородино» лёг на грунт. Пассажирские каюты в трюме были затоплены. Но пассажиры с остальных палуб узнали об аварии только проснувшись утром. 

Команда и директор круиза Арман Яровиковский действовали безукоризненно. Всех туристов накормили завтраком по расписанию, дали время спокойно собраться и примерно в 9 ч. 30 мин. через корпус буксира вывели на берег, где нас уже ожидали автобусы. Матросы помогали добраться до берега пожилым людям и доставили туда все чемоданы. 

Что будет дальше? Нетрудно догадаться. Возникнут претензии к капитану, хотя в круизе он показал высокий профессионализм в столь сложной навигационной обстановке. Капитана Урала Ямалетдинова я хорошо знаю по многим рейсам на Волге, Каме, Оке и Суре как на «Бородино», так и на однотипном «Василии Чапаеве». 

«Бородино» на грунте. Фото автора

Боюсь, опять же, как в случае с «Булгарией» начнутся глупые разговоры, что судно де старое. И действительно, «Бородино» построено в Венгрии в 1960 году. Явно будут претензии к круизной компании. Тут не стоит забывать, что все путёвки на «Бородино» были заранее проданы. Так было в 2020 году, так было и раньше. Нравится чиновникам или нет, но российские туристы хотят ходить по Оке.

Эвакуация туристов. Фото автора

Главная беда не только для «Бородино», но и для всей России, что страна потеряла Оку. Почему? Посмотрите Интернет. Довольно много воды берёт город Орёл и ряд мелких городов выше Коломны. Но львиную долю воды для Оки из Клязьмы и Москвы-реки поглощает Москва с её бессчётным населением — то ли 25, то ли 50 миллионов! 

Рязанский экскурсовод показывает нам памятник Ленину с вытянутой рукой. Раньше вождь призывал строить социализм в Рязани, а сейчас показывает на Московский тракт — «Езжайте в Москву за бабками!» 

Памятник Ленину в Рязани. Фото: https://zen.yandex.com

За всё путешествие мы не встретили ни одного земснаряда на Оке. 

Один журналист сострил, что в Москве сейчас живёт половина населения России. И действительно, мы с Белоомута до площади Трёх вокзалов в Москве ехали на автобусе 4 часа — и это в воскресенье в первой половине дня, при минимальных «пробках». И всюду мы видели в обе стороны забитое машинами шоссе и только что построенные огромные дома — «человейники». 

Чиновники погубили Оку, но сотни чиновников, отвечающих за реку, здравствуют и получают солидные оклады. Ну а коренным москвичам живётся всё хуже и хуже. 

Пожилые вспоминают, а молодые с удивлением видят в старых кинофильмах широкие проспекты без «пробок» доперестроечной Москвы. Новые дома возводились на расстоянии 200—300 метров друг от друга, а между ними разбивались скверы, бульвары, детские и спортивные площадки. Увы, это всё в прошлом. А сейчас у нас «человейники» окно в окно.

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист - для Агентства СЗК

Автор
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
военный историк, писатель, публицист

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист

Автор более сотни книг по артиллерии, военной технике, истории
Похожие статьи