«Братсконародность»: как это было в Душанбе в 1990-м

Тема геноцида русских табуирована в России. Если о ней кратко упоминается в учебниках, то называется это "обострением межнациональных отношений". Или это делается, чтобы не обидеть чувствительных "особо ценных специалистов" и массово обучающихся в русских школах их детей?

В феврале 1990 года 18-летний студент актёрской студии Александринского театра Михаил Трухин, будущая звезда сериала "Улицы разбитых фонарей", в составе съёмочной группы режиссёра Владимира Бортко прилетел в Душанбе.

Трухин с ужасом вспоминает те дни начала гражданской войны:

Мы жили в гостинице "Душанбе". Баррикадировались в номерах: по коридорам бегали вооружённые люди, выискивали русских. Камнями все окна в гостинице вышибли. В первый день беспорядков погиб администратор группы Никита Матросов.

Эвакуировали киношников бойцы группы "Альфа". На военный аэродром актёров везли на танках, самолётом АН-12 перебросили в Ташкент. Оттуда был рейс в Москву.

А как не вспомнить таджикскую поэтессу Гулрусхор Сафиеву, которая в 1990-е в Душанбе говорила о "поруганной северными варварами прекрасной темноглазой Родине", ликуя, что "час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь".

Об этнических чистках в Таджикистане политик Дмитрий Рогозин рассказал в книге "Враг народа". В феврале 1990 года национал-исламисты лишили жизни в Душанбе полторы тысячи русских.

В Узбекистане, Киргизии, Казахстане в 1990-е руководители из местных, получившие высшее образование в лучших вузах Союза, вмиг стали националистами, поборниками чистоты языка. Указывали русским на дверь: "Чемодан - вокзал - Россия". Русские и уезжали в чём были, бросая всё.

Учебники истории в государствах Средней Азии пропитаны рассказами о "плохих русских". Накачанные сызмальства ненавистью, выпускники школ едут за лучшей жизнью в Россию.

Московский педагог Павел Иванов подчеркивает: да, говорить правду о тяжёлых событиях 1990-х нужно деликатно. Потому что обсуждение болезненных страниц нашей истории может способствовать усилению ксенофобских настроений среди молодёжи.

С другой стороны, в учебниках истории стран Средней Азии любые проблемы местных народностей за последние 200 лет и выпячиваются, и перекладываются под ответственность России. Они не боятся разжигать?

Главной темой сентябрьского совещания Совета безопасности под председательством президента Владимира Путина стал вопрос объективной трактовки истории.

Так может, пора назвать геноцид геноцидом и прекратить кормить молодежь байками про братсконародность, которая предполагает подставление второй щеки после того, как по первой шарахнули монтировкой?
Автор

Михаил Иващенко

Похожие статьи