Чем может обернуться конфликт на Азовском море

25 марта 2018 года резко обострилась ситуация на Азовском море. Причина — местечковая жадность и тупость украинских политиков и олигархов, действующих по принципу: «Не з'їм, так понадкушую». Их не устраивают взаимовыгодные сделки. Их мечта — надуть москалей.

В 1992—1993 годах Москва неоднократно предлагала создать компактную базу Российского Черноморского флота в Севастополе. Ну, создали бы базу а ля Гибралтар или Гуантанамо, и оградили бы ее хохлы колючей проволокой, как это сделали испанцы и кубинцы.

Так нет же! Киев настоял на создании «рассеянной» базы, объекты которой разбросаны по всему Большому Севастополю и даже ЮБК. Таким образом, украинские правители надеялись, что такую базу будет легче «отжать» у России. Ну а вышло все наоборот. «Рассеянность» базы очень пригодилось России в ходе нейтрализации украинских сил весной 2014 года.

Подобная ситуация сложилась и на Азовском море. С 1992 по 2014 год Киев противился установлению границы в Азовском море. Как и с Севастополем, щирые хотели надуть москалей.

За неимением лучшего 24 декабря 2003 года РФ и Украина заключили договор по статусу Азовского моря. Согласно ему торговые суда третьих стран могут заходить в Азовское море, только направляясь в один из его портов. Военные и «государственные» суда третьих стран могут входить в Азовское море только с разрешения РФ и Украины.

А само Азовское море стало считаться внутренними водами Российской Федерации и Украины. Фактически там ни одна сторона не имеет своих территориальных вод.

Но вот Крым воссоединился с Россией. 3—4 марта 2014 года из Керчи в Бердянск пришло 11 катеров украинской погранохраны, на которых находилось свыше 100 человек личного состава.

К началу 2018 года на Мариуполь базировался 23-й отряд морской охраны, который до марта 2014 г. дислоцировался в Керчи. В его состав летом 2014 года входили 18 кораблей (в том числе 1 сторожевой катер проекта 205П «Тарантул» с собственным названием BG-32 «Донбасс», некогда реквизированная турецкая шхуна BG-58 «Оникс», 6 катеров проекта «Гриф», 5 малых катеров «Калкан» и 5 малых катеров других типов).

За период с марта 2014 года по февраль 2017 года УВМС потеряли два катера — потопленный 31 августа 2014 года ополченцами BG 119 проекта «Гриф» и подорвавшийся на собственных минах 7 июня 2015 года скоростной катер BG-22 проекта UMS-1000.

В Азовском море, в водах общего пользования (!) украинские пограничники задержали рыболовецкое судно «Норд» под флагом России. Известно, что судно это крымское, принадлежит рыбколхозу им. Первого мая. На его борту 10 керчан. 25 марта 2018 года сейнер находилось в водах общего пользования, в 30 морских милях от Украины. В этот момент к нему подошел катер украинских пограничников. Под предлогом проверки документов они поднялись на борт. Судно было отбуксировано в Бердянск.

На каком основании произошел захват «Норда»? Если считать Крым по-прежнему украинским, а рыбаков — гражданами Украины, то действительно у киевской фемиды к ним много претензий. Но Крым-то уже 4 года российский! А подобные действия в отношении российского судна и его экипажа являются классическим пиратством.

Тем не менее, на захват «Норда» Кремль поначалу реагировал прохладно. Лишь через 11 дней МИД направил протест Украине. В итоге на 12 июня освобождено только двое рыбаков, а остальные, как и сам сейнер, остаются в плену в Бердянске.

В результате керченские рыбаки боятся выходить в Азовское море и несут большие убытки. Соответственно, резко взлетели цены на рыбу в Херсонской области — украинские рыбаки боятся ответных мер России и не выходят в море.

21 мая Россия ограничила судоходство в Азовском море на площади 2000 кв. км якобы для проведения маневров и боевых стрельб. Однако ни маневров, ни стрельб не было. В свою очередь Украина объявила запретной зоной с 1 июня по 1 сентября 2018 года прибрежные районы моря от Мариуполя до российской границы.

Самое забавное, что в район украинских учений входит побережье ДНР. Напомню, что весной 2015 года ДНР сформировала собственную «москитную» Азовскую флотилию (спецподразделение «Тайфун»), которая состоит из нескольких быстроходных  гражданских катеров c установленными на них крупнокалиберными пулемётами «Утёс», автоматическими гранатомётами АГС-17 и даже ПТРК «Фагот» или «Метис». Базируются они в Седово и Новоазовске. В Новоазовске также дислоцируется 9-й отдельный Мариупольско-Хинганский полк морской пехоты, костяк которого составляют бойцы бывшего Семеновского батальона, героически оборонявшего Славянск летом 2014 года.

И сейчас власти ДНР предупредили, что если украинские катера появятся у побережья ДНР, то они получат надлежащий отпор.

По сведениям украинских СМИ на 9 июня «с 17 мая корабли и катера береговой охраны пограничной службы ФСБ России остановили и осмотрели, по меньшей мере, 26 судов, которые двигались в Бердянск и Мариуполь или из них. Несколько судов задерживали по два-три раза. Поэтому общее количество задержаний — не менее 38».

С точки зрения морского права осмотр иностранных судов во внутреннем море вполне законен. Любопытно, с чем связаны эти осмотры? С обеспечением безопасности Крымского моста? Или это ответные действия на захват «Норда»?

Украинские СМИ бьют тревогу в связи с переброской с Каспия на Азовское море шести артиллерийских катеров типа «Шмель» проекта 1204 и 6—7 малых десантных кораблей типа «Серна» проекта 11770.

Еще больший испуг в Киеве вызвало появление 4 июня в районе Ростова-на-Дону кораблей проекта 26631 «Град Свияжск» и «Великий Устюг», которые прошли с Каспия через канал Волга-Дон. Ах, Россия ввела ракетоносцы на Азовское море и грозит «Калибрами» незалежной Украине.

"Великий Устюг"

Еще в мае 2014 года украинские экономисты подсчитали, что в случае закрытия Керченского пролива для судов, идущих в Бердянск и Мариуполь, экономика Украина встанет на грань краха. Элементарные расчеты показывают нерентабельность перевозок стали, угля и т.д. вместо Мариуполя и Бердянска через Одессу и Ильичевск.

В любом случае конфликт на Азовском море не сулит Украине ничего хорошего. В минимальном варианте — блокада и экономическая катастрофа, а в максимальном — потеря Мариуполя и Бердянска, и всего побережья Азовского моря, что приведет к возникновению сухопутного коридора через Чонгар в Крым.

А между тем Россия и Украина на Азовском море сидят буквально на бочке с золотом. По оценке 2002 года запасы углеводородов на дне Азовского моря составляют 1,5 млрд. тонн «условного топлива».

Не проще ли Киеву не искать на свою попу приключений, а последовать совету кота Леопольда: «Давайте жить дружно!» Питаете иллюзии, что Крым когда-нибудь вернется в состав Украины? Мечтать не вредно. А договор об эксплуатации углеводородных, рыбных и других богатств Азова можно подписать и на два года с последующим автоматическим продлением.

И мечтайте себе на здоровье — через два или 222 года Крым… А пока качайте себе из Азова газ и нефть, и ловите рыбку большую и маленькую.

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для Агентства СЗК

Автор
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
военный историк, писатель, публицист

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист

Автор более сотни книг по артиллерии, военной технике, истории
Похожие статьи
ПАСЕ, прощай!
17 марта 2022

ПАСЕ, прощай!

Россия больше не член ПАСЕ. Решение о выходе страны из европейских организаций и связанных с ними конвенций принято...