Есть ли будущее у современного искусства?

На сегодняшний день в России сформировалась более-менее устойчивая либеральная «верхушка», где господин Навальный всего лишь медийный персонаж, а вовсе не лидер, который «нужен стране». Совершенно очевидно, что остались неподвластны либералам только область внешней политики (надолго ли?) и военный сектор (тут объективно либералов не может быть, так как они по природе своей пацифисты и воевать за Родину категорически не хотят). Зато в области образования, экономики и культуры представителей либеральной оппозиции великое множество. И если образование и экономика темы горячие, очень обсуждаемые, то о культуре в России как о покойнике - либо надлежит говорить хорошо, либо никак.

А ведь именно на поле культуры господа либералы потратили массу усилий на то, чтобы сформировать благодатную среду для дальнейшей тотальной деградации народа. Ради свободы самовыражения художника в свое время в жертву принесли целое поколение молодых людей, знающих точно, что такое Гарри Поттер, и всерьез полагающих, что Эрих Мария Ремарк женщина.

О какой же такой свободе идет речь? Нам, дремучим российским обывателям, не понять тонкой душевной организации художника. Будь-то литература, кино, музыка или живопись – всюду сегодня торжествует свобода творчества при минимальных интеллектуальных да, собственно говоря, и творческих затратах. Фактически ныне можно просто, прошу извинения, справить большую нужду в какую-нибудь прозрачную емкость, а потом объявить, что сей «шедевр» отображает мир, каким видит его автор, обязательно заявить, что «произведение» под прицелом властей и его везде запрещают – оглушительный успех гарантирован. Первыми на защиту художника, которого обидеть может всякий, кинутся истинные почитатели современного искусства, начнут опять вопить о свободе творчества и самовыражения. Потом дождутся прямой линии с президентом и, обеспокоенные, будут задавать ему «неудобные» вопросы вкупе с просьбой вмешаться и защитить подлинное искусство от маргиналов, которые дальше своего Лермонтова и иной «замшелой» классики не видят ничего. Президент окажется в некотором недоумении и попытается заверить встревоженных ценителей прекрасного, что государство поддерживает искусство, заботится о культурном достоянии страны и продолжит следовать тем же принципам.

С момента распада СССР мы до такой степени «наелись» этой абстрактной свободы, что нас уже ничем не удивишь. Фекалии в прозрачной баночке, голый мужик, где-нибудь на крыше отстаивающий свободу творчества, мертвые животные в крупнейшем музее страны, представители ЛГТБ со своими попытками провести митинг, либералы, восставшие против передачи музея в ведомство РПЦ – зря стараются, людей уже не удивишь.

Естественно, самое страшное время для всех «свободных духом художников» было советское. Цензура не давала несчастным материться со сцены, заниматься сексом на глазах у всей страны, трясти грязным бельем перед носом народа. Действительно, если вдуматься, страшные были времена… Один из ключевых аргументов в пользу истинного искусства сегодня является принцип «там все показано, как оно есть в реальной жизни». Искренне не понимаю, какое отношение реальная жизнь имеет к искусству? Даже в эпоху реализма художники не ставили перед собой цели показать «жизнь, какая она есть». Посмотришь на картину Крамского и думаешь о вечности, о том нематериальном, высшем чувстве, которое руководило этим прекрасным художником в момент истины, когда он писал картину. А вот сегодняшние «мастера» «творят» преимущественно в рамках именно реальной жизни и привлекают их внимание, прежде всего, самые неприглядные стороны этой самой жизни.

На мой взгляд, подлинное искусство всегда свободно априори, потому что значение имеет только та художественная правда, о которой толкует автор, а вовсе не фон. Фоном может быть что угодно, а целостность произведения определяется гармонией между той самой художественной правдой и зрителем.

Есть ли будущее у современного искусства? История, как хорошая хозяйка, бережно хранит то, что и через тысячу лет будет подлинным шедевром. Увы, пока в нынешней России кроме прошлого, хранить почти нечего.

Мария Полякова, Агентство СЗК

Автор
Мария Полякова
обозреватель Агентства СЗК

Мария Полякова

Психолог, публицист
Похожие статьи