Газовые бульвары для москвичей
- Опубликовано 04 июля 2017
- Коллизии
- Автор: Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
Месяц с лишним я не был в Москве. И вот подъезжаю к дому на Кудринской площади на Садовом кольце. Все перерыто, перегорожено. Хотели с женой пойти на ярмарку выходного дня у метро «Краснопресненская», а там — одни воронки. Я живу в доме на площади Восстания (Кудринской) полвека и ничего подобного не видел. Невольно возникает ассоциация с Берлином в мае 1945 года. Я знаю, что говорю — издал две книги о бомбардировках Берлина.
А вот на телеэкранах нам постоянно показывают полных оптимизма бабуль, уговаривающих москвичей «еще немного потерпеть», мол, мэр Собянин обещал завершить «все работы ко Дню города». Опыт показывает, что «все работы» в нашей стране к сроку никогда не завершаются. Однако еще ни один прожектёр-начальник в отставку не ушел, как это делается в цивилизованной Европе. Это при Петре I, Павле I и Сталине таких начальничков «уходили».
Двести лет все правители, начиная с Екатерины Великой, расширяли улицы Москвы. Сейчас выяснилось, что все цари и комиссары были дураками, и лишь наш гениальный мэр придумал сузить улицы в центре Москвы, причем именно в тех местах, где всегда были страшные пробки.
Зачем? А чтобы жители Москвы могли гулять и сидеть на лавочках на Садовом кольце, Ленинградском проспекте и в других местах.
Лично я в 1980—1990-х годах выгуливал своих собак в сквере на Кудринской площади. Прогулялся полчаса, вытер нос носовым платком — платок в саже! Что же касается собак, ньюфаундленда и двух среднеазиатских овчарок, все они в возрасте 10-13 лет умерли от онкологии. А ведь с той поры число автомобилей в Москве увеличилось в разы.
Разговаривать с попутчиком или по «мобильнику» на Садовом кольце из-за шума весьма затруднительно — приходится забегать в какую-нибудь подворотню при срочном звонке.
Если верить «Википедии», Собянин постоянно живет в Москве с 2005 года, и он, в отличие от меня, не видел, как в 1950—1990-х годах каждый выходной миллионы москвичей устремлялись за город на автобусах, электричках и речных судах. Сейчас расписание электричек укоротилось в разы, зато цены на билеты возросли в разы.
Я хорошо помню, как по каналу им. Москвы в выходные сотни переполненных судов на подводных крыльях и речных трамвайчиков везли москвичей на красивые берега канала. Они были буквально усыпаны отдыхающими от самой Москвы, по крайней мере, до Икши.
А вот 2 июля 2017 года, в субботу и без дождя, я все утро шел на круизном теплоходе по каналу им. Москвы и не увидел ни одного «Метеора» или «Омика». Понятно, речь не идет о сотнях многомиллионных роскошных яхт, стоящих в маринах по обеим сторонам канала.
Большая часть берега канала теперь занята роскошными виллами, маринами, причалами. Причем, заборы расположены так, что они закрывают доступ к уцелевшим свободным участкам берега. Подобная ситуация не только на канале им. Москвы, но и на Москве-реке, Клязьме, Истре и других подмосковных водоемах.
Господин Галич сочинил в свое время антисоветскую песенку:
Мы поехали за город.
А за городом дожди.
А за городом заборы,
За заборами вожди.
Мы, студенты, с удовольствием пели ее и возмущались «нехорошими» вождями. Нам тогда и в голову не приходило, что число заборов в Подмосковье увеличится на два порядка, они достигнуты высоты 7 метров и более, и будут жить за заборами не вожди, а персонажи, периодически появляющиеся в уголовной хронике.
При Николае II и Сталине на воротах всех дорогих дач имелись таблички: «Генерал-лейтенант Петров», «Коммерции советник Сидоров», «Врач Чехов». Ну а сейчас фамилии владельцев — государственная тайна особой важности.
Нечего делать москвичам на берегах водоемов в Подмосковье! Взамен наш любимый мэр предложил населению сидеть на лавочках на Садовом кольце и Ленинградском проспекте и вдыхать ароматы, вылетающие из выхлопных труб тысяч автомобилей.
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для Агентства СЗК