ГМИИ им. А. С. Пушкина: чучело лошади повергло посетителей в шок

В московском Пушкинском музее недавно открылась «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное». И интернет словно взорвался возмущенными комментариями.

Чем же выставка приковала к себе внимание общественности? При входе в зал, прямо под потолком, администрация музея подвесила чучело лошади. Фотографии этого без преувеличения чудовищного зрелища облетели Интернет, люди пошли жаловаться в какие-то общественные организации, на что администрация Пушкинского резонно заметила, что мол, во всех зоологических музеях мира стоят чучела животных, и никого это не смущает.

Что ж, современное искусство кажется бескомпромиссным. В дискуссиях о роли и нужности искусства в обществе часто утверждают, что, мол, произведение художника всегда «вне времени». Позволю себе с таким мнением в корне не согласиться. 

Искусство, как явление социокультурное порой можно и нужно рассматривать в контексте исторических обстоятельств. Так или иначе, но произведение художника, бесспорно, отражает историю, зачастую выступая даже зеркалом тех или иных событий. Дальше проходят столетия, произведение становится признанным шедевром, и на тот самый исторический контекст уже никто не обращает внимания. Однако это вовсе не обозначает, что его там нет.

Век Серебряный, с его модерном, богемным образом жизни и драмой по праву неизбежно ассоциируется с падением Романовых, Революцией, Гражданской войной, миграцией нашей аристократии в Европу затем, чтобы спастись от большевизма и кануть в небытие истории.

Современный художник так же предполагает, что искусство должно отражать некие реалии, как исторические, так и общественные. Для того, чтобы донести до нас несчастных свое видение мира, этот самый художник буквально берет в руки чистую тряпку, затем вытирает ей грязное окно и тыкает ею нам в нос, приговаривая при этом, какие мы стали недалекие, как мало в нас духовного. Какое отношение имеет грязная тряпка к нам, какое она имеет отношение к искусству? Правда, сама по себе, голая, неприкрытая ничем, нам и так давно известна, никакого великого секрета тут нет, а истинное искусство создает свою, художественную правду, наполняя ее жизнью, которая не умирает и через 500 лет, отражая при этом драматизм исторического события, наполняя его тем сакральным смыслом, который заставляет людей задуматься спустя столетия, читая книгу, разглядывая картину, стоя напротив величественного собора.

В XX столетии произошло что-то такое, что окончательно спровоцировало трансформацию в мире искусства – оно стало массовым, попсовым, доступным всем и каждому. На фоне капитализации стран цивилизованного мира, деньги стали ключевой ценностью общества, отодвинув подлинное искусство на очень задний план. Однако, люди, которые именуют себя «творческими», по-прежнему мечтают о некоем Возрождение, которого скорее то всего уже не произойдет. И не потому что искусство вымерло, но потому что его просто нет, а то, что предлагают музеи или галереи это та самая попса, с какашками в банках, варварским чучелом лошади и бесталанными режиссерами, которые популярны у той прослойки общества, которая и культивирует главную ценность нынешнего века – деньги.

Мертвым искусство быть не может, оно может быть только живым, всегда свежим, во все времена новым. Может ли быть современное искусство новым? Нет, потому как в нем нет жизни, в нем нет правды, оно и есть эта несчастная лошадь в Пушкинском музее. Мощный аргумент про зоологические музеи еще раз наглядно показывает то, что те, кто по идее должен хоть как-то способствовать актуализации подлинного искусства, - есть дикари, которым место среди таких же дикарей, а не в одном из ключевых музеев России. Радует в этом варварстве то, что дикарями выступают вовсе не посетители, которые и забили тревогу, а администрация, что еще раз доказывает – дикарей меньше по численности, людей, которые не желают подмены понятий, - больше.

Возможно ли в условиях современного мира найти место искусству? Нет, до тех пор, пока деньги являются основой формирования общества, ведь искусство создают только ради искусства, оно безвозмездно, оно последний оплот, который бесплатно призван формировать здоровое начало человеческого мировоззрения. И который так безжалостно растоптан то ли современной историей, то ли деградацией общества, то ли капитализмом - а скорее всего всем вместе в совокупности.

Мария Полякова, обозреватель Агентства СЗК

Автор
Мария Полякова
обозреватель Агентства СЗК

Мария Полякова

Психолог, публицист
Похожие статьи