История Крыма в школьных учебниках – неточности, ошибки, искажения...

Ещё несколько лет назад в стране шли нешуточные споры о едином учебнике истории для средних школ. В нашем обществе, как известно, существуют подчас совершенно полярные взгляды на отечественную историю. Что, естественно, и находило отражение в школьных учебниках.

После долгой многолетней работы ученых-историков, широкого обсуждения общественности, собственно написания этих книг, их экспертизы и апробации увидели свет три основные линейки учебников с 6 по 10 класс издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово».

Кроме того, помимо учебников решили издать еще ряд пособий-брошюр, в которых рассматриваются, так сказать, трудные, спорные моменты нашей истории. Таких моментов ученые с подачи педагогов насчитали тогда порядка 20.

Как сказал в беседе с корреспондентом Агентства СЗК директор Института российской истории РАН Юрий Петров: «Пособия помогут учителям представить самим и передать ученикам очень важный посыл: историческая наука – это не набор фактов и дат для зубрежки, а, прежде всего, материал для размышления и формирования собственного, основанного на реальных фактах, отношения к нашему прошлому. Это – средство воспитания юношества, формирования его идентичности». 

Впрочем, как оказалось, не все события нашей истории удалось адекватно отразить на страницах школьных учебников. И именно об этом рассказал в своем выступлении на недавнем заседании Совета Федерации, на котором обсуждался проект постановления «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации», член СФ от Республики Крым Сергей Цеков. А событие это - принятие Крыма в Россию.

Сенатор сообщил, что крымчане озабочены тем, что в ряде учебников по истории России именно эта тема раскрыта неполно, недостаточно, а подчас, мягко говоря, неправильно.

В частности, Сергей Цеков обратил внимание членов Совета Федерации на учебник для 10 класса по истории России под редакцией О.В. Волобуева, С.П. Карпачёва, П.Н. Романова. Вот как в нем, например, излагаются события, предшествующие воссоединению Крыма с Россией весной 2014 года: «Так революция, начавшаяся в Киеве, стала явлением международной политики, и на революционной волне выплеснулся «поплывший» в другом направлении Крымский полуостров». «У меня, как участника воссоединения Крыма с Россией эта оценка вызывает недоумение. Только Порошенко и его команда кровавый путч в Киеве называют «революцией достоинства», - заявил сенатор.

Неточности и искажения были допущены также в названиях нормативных документов, в частности, Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии (а не о «вхождении», как написано в учебнике) в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (а не на «правах её субъектов») от 18 марта 2014 года.

По мнению Цекова, в ряде других учебников упрощённо и поверхностно излагаются события XVIII века, которые предшествовали принятию Крыма в состав Российской империи в 1783 году. Например, «История России» для учащихся общеобразовательных организаций под общей редакцией члена-корреспондента РАН Р.Ш. Ганелина о принятии Крыма в состав Российской империи сообщает читателям так: «В 1783 году крымский хан Шагин-Гирей отрёкся от престола и передал свои владения России». Поистине исчерпывающее описание. Так же лаконично об этом событии повествуется в учебнике для 10 класса «История с древнейших времён до конца XIX века» под редакцией А.Н. Сахарова и Н.В. Загладина: «В 1783 году Россия объявила о присоединении Крыма». Одна строчка о событии геополитического масштаба!

Кроме того, как отметил крымский сенатор, ни в одном из названных учебников не упоминается важнейший легитимный документ, дающий убедительное обоснование исторической принадлежности Крыма, как исконно российской земли – «Высочайший Манифест о принятии Крымского полуострова, острова Тамана и всея Кубанской стороны под державу Российскую», подписанный императрицей Екатериной II 19 (8) апреля 1783 года.

«Считаю, что Манифест Екатерины II является исключительно важным документом и для новейшей истории России, когда Крым в марте 2014 года был также принят в состав России на основе всенародного волеизъявления по итогам референдума, а не «присоединён» или «аннексирован», – заявил Сергей Цеков.

Остается добавить, что все замечания и предложения по повышению качества учебников по истории России, в части касающейся Крыма, высказанные Сергеем Цековым были восприняты участниками заседания – их включили в Постановление Совета Федерации «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации». Будем ждать появления новых учебников по российской истории, где летопись Крыма от древних времен до самой новейшего времени, их авторы изложат аутентично.

Вадим Лапунов, Агентство СЗК

Автор
Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов
Агентство СЗК

Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов

Похожие статьи