История Крыма в школьных учебниках – неточности, ошибки, искажения...
- Опубликовано 27 октября 2017
- Коллизии
- Автор: Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов
Ещё несколько лет назад в стране шли нешуточные споры о едином учебнике истории для средних школ. В нашем обществе, как известно, существуют подчас совершенно полярные взгляды на отечественную историю. Что, естественно, и находило отражение в школьных учебниках.
После долгой многолетней работы ученых-историков, широкого обсуждения общественности, собственно написания этих книг, их экспертизы и апробации увидели свет три основные линейки учебников с 6 по 10 класс издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово».
Кроме того, помимо учебников решили издать еще ряд пособий-брошюр, в которых рассматриваются, так сказать, трудные, спорные моменты нашей истории. Таких моментов ученые с подачи педагогов насчитали тогда порядка 20.
Как сказал в беседе с корреспондентом Агентства СЗК директор Института российской истории РАН Юрий Петров: «Пособия помогут учителям представить самим и передать ученикам очень важный посыл: историческая наука – это не набор фактов и дат для зубрежки, а, прежде всего, материал для размышления и формирования собственного, основанного на реальных фактах, отношения к нашему прошлому. Это – средство воспитания юношества, формирования его идентичности».
Впрочем, как оказалось, не все события нашей истории удалось адекватно отразить на страницах школьных учебников. И именно об этом рассказал в своем выступлении на недавнем заседании Совета Федерации, на котором обсуждался проект постановления «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации», член СФ от Республики Крым Сергей Цеков. А событие это - принятие Крыма в Россию.
Сенатор сообщил, что крымчане озабочены тем, что в ряде учебников по истории России именно эта тема раскрыта неполно, недостаточно, а подчас, мягко говоря, неправильно.
В частности, Сергей Цеков обратил внимание членов Совета Федерации на учебник для 10 класса по истории России под редакцией О.В. Волобуева, С.П. Карпачёва, П.Н. Романова. Вот как в нем, например, излагаются события, предшествующие воссоединению Крыма с Россией весной 2014 года: «Так революция, начавшаяся в Киеве, стала явлением международной политики, и на революционной волне выплеснулся «поплывший» в другом направлении Крымский полуостров». «У меня, как участника воссоединения Крыма с Россией эта оценка вызывает недоумение. Только Порошенко и его команда кровавый путч в Киеве называют «революцией достоинства», - заявил сенатор.
Неточности и искажения были допущены также в названиях нормативных документов, в частности, Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии (а не о «вхождении», как написано в учебнике) в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (а не на «правах её субъектов») от 18 марта 2014 года.
По мнению Цекова, в ряде других учебников упрощённо и поверхностно излагаются события XVIII века, которые предшествовали принятию Крыма в состав Российской империи в 1783 году. Например, «История России» для учащихся общеобразовательных организаций под общей редакцией члена-корреспондента РАН Р.Ш. Ганелина о принятии Крыма в состав Российской империи сообщает читателям так: «В 1783 году крымский хан Шагин-Гирей отрёкся от престола и передал свои владения России». Поистине исчерпывающее описание. Так же лаконично об этом событии повествуется в учебнике для 10 класса «История с древнейших времён до конца XIX века» под редакцией А.Н. Сахарова и Н.В. Загладина: «В 1783 году Россия объявила о присоединении Крыма». Одна строчка о событии геополитического масштаба!
Кроме того, как отметил крымский сенатор, ни в одном из названных учебников не упоминается важнейший легитимный документ, дающий убедительное обоснование исторической принадлежности Крыма, как исконно российской земли – «Высочайший Манифест о принятии Крымского полуострова, острова Тамана и всея Кубанской стороны под державу Российскую», подписанный императрицей Екатериной II 19 (8) апреля 1783 года.
«Считаю, что Манифест Екатерины II является исключительно важным документом и для новейшей истории России, когда Крым в марте 2014 года был также принят в состав России на основе всенародного волеизъявления по итогам референдума, а не «присоединён» или «аннексирован», – заявил Сергей Цеков.
Остается добавить, что все замечания и предложения по повышению качества учебников по истории России, в части касающейся Крыма, высказанные Сергеем Цековым были восприняты участниками заседания – их включили в Постановление Совета Федерации «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации». Будем ждать появления новых учебников по российской истории, где летопись Крыма от древних времен до самой новейшего времени, их авторы изложат аутентично.
Вадим Лапунов, Агентство СЗК