Иван Грозный и либералы
- Опубликовано 10 октября 2016
- Коллизии
- Автор: Владимир Капитонов
На днях в программе «Отражения» федерального Общественного телевидения России обсуждался вопрос о памятниках – Ивану Грозному в Орле и Сталину в Сургуте. Гостем в студии был известный в узких кругах историк, режиссер и еще певец (как он сам себя аттестовал) Евгений Понасенков. Гость с ходу стал объяснять, что увековечивать «преступников и психически больных людей» – преступление и маразм, а установка подобных памятников, мол, отражает сегодняшнее время, внутреннюю истерику агрессии в стране и невежество. «А из компоста невежества вырастают преступления», - заявил Понасенков. Не обошелся либеральный историк, режиссер и певец без традиционного обвинения России в том, что она, мол, не покаялась за преступления отцов и прапрадедов, и поэтому мы продолжаем жить в тисках деспотизма и тирании. Вот Запад, молодец, покаялся за грехи нацизма, и теперь там все окей.
Услышав в прямом эфире мнение психолога из Санкт-Петербурга, которая попыталась объяснить, почему такие фигуры, как Иван Грозный и Сталин несмотря ни на что живут в информационном пространстве России, Понасенков со словами: «Выслушивать этот бред я не подписывался. Редакторы мне звонили и говорили, что я буду один в студии, то есть меня нагло обманули» покинул передачу.
Затем в интервью «Радио свободы» он еще раз воспроизвел свою позицию:
«Памятники всегда ставятся не прошлой эпохе, а нынешней. То, что сегодня происходит в России, этот возврат к замшелому «особому пути», отказ от цивилизации. Отказ от западных свобод и прав человека нуждается в символах, в чудовищных и кровавых образах, которые бы, с одной стороны, подтверждали значимость сегодняшнего пути, а с другой – казались бы столь жестокими, чтобы на их фоне сегодняшний режим не выглядел бы столь саблезубым».
Да, Бог с ним, с этим лощеным господином с хорошо поставленным голосом – переспорить либералов невозможно в принципе. Они живут в жесткой системе координат – все, что было, есть и будет в России – суть мерзость, гадость и мрак, а все самое светлое, чистое и прекрасное сосредоточено на Западе.
Зададимся вопросом: «А почему именно Иван Грозный вызывает такую неприязнь наших либерально мыслящих граждан?»
Русофобская мифологизация на Западе фигуры Ивана Грозного неслучайна. Именно с этим царем ассоциировался апогей могущества Руси на международной арене. Территория страны за его царствование возросла с 2,8 до 5,4 млн кв. км, рост населения составил почти 50 %.
Демонизация Грозного означала, соответственно, и отрицание успехов, достигнутых Московским государством в его правление. Отсюда следовал основной вывод – России противопоказаны сами попытки цивилизационного торжества над Западом.
На Западе тщательно конструировался миф о правлении Ивана Грозного, как времени тотального патологического террора. В действительности, по расчетам известного историка Р. Г. Скрынникова, опирающегося на статистику церковных отпеваний, количество жертв репрессий того времени составило 4–5 тыс. человек. И это за 50 лет царствования «преступника и психически больного человека», как его характеризует Понасенков! По приказу Ивана IV для поминовения всех казненных в период его правления был составлен специальный «Синодик опальных». В нем оказались упомянуты 3300 человек.
Да Иван Грозный просто ангел по сравнению со своими европейскими современниками.
Например, с 1547 по 1584 гг. в одних только Нидерландах, находившихся под властью испанских королей Карла V и Филиппа II, по приказу которых там усмирялось народное восстание, число жертв доходило до 100 тыс. Из них было сожжено живьем более 28 тысяч человек. А в самой Испании по воле Филиппа II ударными темпами шло усмирение и выселение морисков, жестокое преследование мусульман, евреев. Еретиков возводили на костер в массовом порядке.
Не уступал в жестокости своему собрату в короне и французский король Карл IX. В 1572 г. он принял активное «личное» участие в так называемой Варфоломеевской ночи, во время которой было зверски убито более 3 тыс. гугенотов только за то, что они принадлежали к протестантству, а не к католицизму. «Ночь» имела продолжение, и в целом во Франции погибло тогда в течение двух недель около 30 тыс. протестантов.
В Англии периода Генриха VIII только за «бродяжничество» вдоль больших дорог были повешены 72 тыс. бродяг и нищих.
В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 г. казнили более 100 тыс. человек. Так что царствование Ивана Грозного было не более кровавым, чем его европейских коронованных современников. Вопрос о количестве казненных имеет в данном случае принципиальное значение, позволяя оценить масштабы репрессий государства в тот или иной исторический период.
Статуя Генриха VIII на Кембриджском университете
Так что гневные восклицания либералов о «кровавом палаче» Иване Грозном не имеют под собой никаких исторических оснований. И почему бы в таком случае не установить памятник Ивану Грозному? Он, несомненно, историческая фигура гигантского масштаба, бесспорно, много сделал для России.
Памятник Филиппу II на площади в Мадриде
Кстати, статуя Генриха VIII красуется на Кембриджском университете, а памятник Филиппу II вот уже двести с лишним лет «обитает» на площади в Мадриде. И ни англичане, ни испанцы не обличают гневно своих «кровавых» королей и не требуют демонтировать их памятники на том основании, что эти правители совсем не уважали западных свобод и в грош не ставили права человека.
Владимир Капитонов, Агентство ФинЭк