Как Чехову попасть в Ялту?
- Опубликовано 10 октября 2022
- Коллизии
- Автор: Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
При жизни у Антона Павловича проблем не было — курьерский поезд из Санкт-Петербурга через Москву. Вагон 1-го класса — современный СВ «отдыхает».
И вот Чехов в Севастополе. Далее альтернатива — идти в Ялту на пароходе, который отправлялся через каждые 4 часа, либо на дилижансе. Свершилась революция. И в начале 1920-х годов Чехов в компании с Маяковским и Булгаковым тем же путём добирался бы до Севастополя. А там помимо парохода и дилижанса были роскошные по тем временам автомобили.
В начале 1950-х годов Антон Павлович мог бы заказать такси к своему дому на Садовой-Кудринской в Москве и доехать до своего дома в Ялте. Автомобиль-такси ЗИС-110 с открытым верхом довёз бы Чехова за 25 часов, включая ночёвку в комфортабельной гостинице.
Альтернатива такси — комфортабельный самолёт Ил-14 (сам летал). А с 1960 года в Симферополь летал реактивный Ту-104. Полёт на Ту-104 в 1960-х годах занимал 1 час 40 мин. В СССР время регистрации в аэропорту не превышало 15 минут. Сам в 1971 году сел в Кишинёве на Ту-124, прибыв в аэропорт за 3 минуты до взлёта.
Теплоход «Маршал Кошевой» в входит в Севастопольскую бухту. 2011 г. Фото автора
В Симферопольском аэропорту человек мог за несколько минут дойти вертолёта Ми-4 и максимум через полчаса попасть в любую точку Крыма. А сейчас с учётом всех дурацких формальностей и проволочек при регистрации, увеличении времени полёта самолётов и т.д., выйдя в 7 утра из дома в Москве, в Ялту попадёшь не раньше 8 вечера.
В связи со спецоперацией Симферопольский аэропорт был закрыт. Чтобы компенсировать число пассажиров, ежедневно прилетавших в Симферополь, сейчас нужно пустить в Крым 50 поездов, а сейчас из Москвы ходят 5, да и то не каждый день. Если в поезде есть вагон СВ, то один, и билет туда купить невозможно. Большинство вагонов — плацкартные.
Риторический вопрос, поехал бы Чехов в плацкарте двое суток, да ещё под вопли многочисленных детей?
«Маршал Кошевой», ныне «Викинг Акун», стоит среди других «Викингов» в Уткиной гавани в Санкт-Петербурге. 2021 г. Фото автора
Я вчера спросил у ялтинского бизнесмена, верно ли, что доходы от туризма в Крыму упали в два раза? Он ответил: «На 70—80 процентов. Крым в транспортной блокаде». А полуостров и так с 2014 года — дотационный регион РФ.
А главный доход Крыму всегда давали не великие князья и не палаточники, едущие в Крым на стареньких автомобилях со своей едой. Основной доход полуострову приносили Чеховы — писатели, художники, адвокаты, инженеры и т.д.
Итак, в Москве и других городах есть миллионы Чеховых, лишённых возможности отдыхать за рубежом или комфортно добраться в Крым.
Сразу три теплохода пр. 301 пришли в Севастополь. Два стоят в Артбухте и третий на Морвокзале. Август 2008 г. Фото автора
А можно ли хотя бы частично исправить ситуацию в условиях спецоперации? Можно. Но этому мешают сотни чиновников из Министерства транспорта РФ. Идёт спецоперация. Солдаты гибнут в боях за Россию. Нищие пенсионеры тяжело вздыхают, но с пониманием относятся к взлёту цен. А вот чиновники — дураки и перестраховщики — принципиально не хотят перестраиваться.
Подрыв Крымского моста 8 октября стал неожиданностью только для дураков. ВСУ располагают дальнобойными ракетами, как своими, так и американскими, способными достичь Крымского моста. Взрыв опор может быть произведён различными способами и с моря, начиная от использования нейтральных сухогрузов и до подводных дронов.
Почему никто заранее не предусмотрел альтернативные пути доставки в Крым людей и грузов? Выдумывать велосипед тут не обязательно. Пушкин попал в Крым морем, морем туда попадали и цари, и грузы. Даже после ввода в 1874 году железной дороги большая часть грузов в Крым шла морем.
Начну с экзотики. Речные четырёхпалубные теплоходы способны за навигацию доставить в Крым около 300 тысяч отдыхающих. Это что, фантазия автора?
Сразу три теплохода пр. 301 пришли в Севастополь. Два стоят в Артбухте и третий на Морвокзале. Август 2008 г. Фото автора
Автор сам шесть раз, с 1992 по 2012 год, ходил по маршруту Киев — Одесса — Севастополь. А были ещё маршруты Киев — Ялта. В месяц украинские четырёхпалубные речные теплоходы делали около 30 рейсов. Навигация с конца апреля по октябрь. Таким образом, с 1992 по 2013 год украинские речные пароходы совершили около трёх тысяч рейсов в Крым. И замечу, за всё время не было ни одной не то что катастрофы, но даже аварии.
Позже почти все украинские четырёхпалубники были проданы российским компаниям и сейчас ходят по Волге. Почему же они не могут дойти из Ростова-на-Дону до Ялты? Путь по Чёрному морю от Керченского канала до Ялты в пять раз короче, чем от Днепробугского лимана до той же Ялты.
Если чиновники думают, что по Чёрному морю речные четырёхпалубники могут ходить только под жёвто-блокитным флагом, а под триколором обязательно утонут, то пусть пустят теплоходы не до Ялты, а только до Керчи. Там отдыхающих будут ждать комфортабельные автобусы, которые довезут их до любого места в Крыму.
Долго идти до Крыма? Из Петербурга — 15 дней, из Москвы — 12 дней, из Нижнего Новгорода — 8 дней, из Саратова — 5 дней. Но зато какая дорога! Без всякого Крыма на круизы Москва — Астрахань и Москва — Ростов-на-Дону хорошие каюты раскупаются за год. Благо, самолёты пока ещё летают и в Нижний, и в Саратов.
Теплоход «Генерал Ватутин» входит в Артбухту. Севастополь. 2013 г. Фото автора
А почему в крымские порты Керчь, Феодосию, два порта в Ялте, Севастополь и др. не идут сухогрузы и наливные суда? Неужели на автомобилях через мост везти грузы дешевле?
Если РАО РЖД не желает отправлять поезда в Крым, то пусть сдаст подвижной состав в аренду другим компаниям. А если нет, остаётся его конфисковать. В поездах увеличить число вагонов купейных и СВ. Для пожилых людей и лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями ввести в составы по несколько «вагонов тишины». Билеты у нас продаются по паспортам, и в «вагоны тишины» продавать билеты только лицам старше 18 лет.
Самое страшное на пути в Крым — это тотальный ремонт дорог в районе Ростова и петляние по двухполосным дорогам местного значения от Ростова и почти до Крымского моста. И вот перед вами фура или сельхозтехника, и вы двигаетесь несколько километров со скоростью 20—30 км/час. По таким дорогам приходится ехать 4—5 часов.
Теплоход «Зiрка Днiпра» в Артбухте Севастополя. 2008 г. Фото автора
Почему бы на время спецоперации не ставить в небольших селениях вдоль дорог высокие заборы и наземные переходы? Это позволит увеличить скорость движения с 30—40 км/час, до 90.
Пора лимитировать движение фур и сельхозтехники. Например, направлять их по альтернативным дорогам, а если оных нет, то пускай фуры ездят ночью (с 22.00 до 6.00), как это сделано в Москве и других городах.
Нельзя ли во время спецоперации прекратить любой плановый ремонт дорог на пути из Москвы в Крым? А на аварийные участки дорог собирать всю имеющуюся технику и работать круглосуточно. Я двое суток по 12 часов ехал из Москвы в Крым и на участках ремонта в большинстве случаев не видел ни рабочих, ни действующей техники.
По пути я видел сотни сотрудников ГИБДД, стоящих «руки в боки», иногда по 10 человек рядышком. Нельзя ли хотя бы четверть из них отправить регулировщиками, например, на нерегулируемые перекрёстки дорог местного значения?
Естественно, молодые сотрудники министерств и ведомств могут придумать ещё целый ряд эффективных мер для ликвидации транспортной блокады Крыма. Им большие премии и продвижение по службе. А те, кто допустил транспортную блокаду, пусть ищут иное место работы.
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист - для Агентства СЗК