Как мы могли бы помочь Крыму
- Опубликовано 21 ноября 2016
- Коллизии
- Автор: Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
Я недавно посетовал, что жителей Крыма отдали на растерзание коллекторам, перекупившим их кредиты в украинских банках. Мне возразили, что кое-кто из крымчан получит часть (до 700 тыс. руб.) своих вкладов в украинских банках.
По моему же мнению все вклады жителей Крыма следовало выплатить им еще в 2014 г., но не из бюджета РФ, а пустив с молотка собственность Украинской державы в Крыму, равно как и украинских фирм, поддержавших киевскую хунту.
Тут я столкнулся с непониманием, почему граждане Крыма должны иметь преференции по сравнению с населением остальных регионов? Ну, во-первых, это нормальная практика Российской империи и СССР во всех вновь приобретенных землях.
Пора забыть ленинскую байку: «Россия — тюрьма народов». В Российской империи присоединенные регионы десятилетиями сохраняли свои обычаи, законы и даже административную структуру. Те же финны имели свой Сейм, свою валюту и даже свою ширину железнодорожной колеи. Мусульмане имели законное право на четырех жен и несколько десятков наложниц. Население Финляндии, крымские татары, Средняя Азия, Сибирь, Русский Север и Дальний Восток были освобождены от воинской повинности, по крайней мере, до 1914 г.
А что нам дали жители Крыма в 2014 г.? Начну с того, что Севастополь с 1992 г. по 2014 г. оставался главной и единственной базой Черноморского флота исключительно из-за поддержки местного населения. Ельцинские политики предали Черноморский флот.
В Севастополе 21 бухта, из них шесть такой величины, что в любой из них мог поместиться весь флот Украины. Я уж не говорю о том, что Украина получила ВМБ в Одессе, Донузлаве, Феодосии и Керчи.
Россия же кроме Севастополя не имеет ни одной ВМБ на Черном море. В Новороссийске по целому ряду причин возможна лишь временная стоянка боевых кораблей.
Однако украинская сторона настояла на том, чтобы военные объекты обеих сторон в Севастополе напоминали чересполосицу. Я сам почти ежегодно бываю в Севастополе, но до сих пор не могу точно понять, где кончалась территория одного флота и начиналась территория другого флота. То же положение и с причалами, со складами, различными береговыми службами, культурными объектами и т. д.
Достаточно было прибытия в Севастополь пары «поездов дружбы» с щирыми украинцами, и через неделю Севастопольская военно-морская база прекратила бы свое существование. Достаточно было построить несколько баррикад на улицах, блокировать торговыми и честными судами российские причалы — и всё, выход у российского флота оставался один — в никуда…. Стрелять по бандеровцам российские офицеры никогда бы не рискнули, опасаясь ельцинской компании, засевшей в Кремле.
Между прочим, западэнцы на поездах и автобусах неоднократно заявлялись в Севастополь. Но все их экскурсии проходили в плотном кольце милиции, охранявшей их от толп разгневанных севастопольцев. Как били бандеровцев, я не видел, зато я лично наблюдал в августе 2008 г., как на площади Нахимова толпа лупила американских военных моряков, которых украинские власти переодели в гражданское, чтобы вывести из порта и показать город.
Крым принес с собой в приданое России не только курорты и пляжи, но и сказочно богатый углеводородами крымский шельф. Тут Клондайк и Баку начала ХХ века отдыхают! Не исключено, что уже через 20 лет коренное население Крыма за счет разработки шельфа сможет жить как в Эмиратах. Если, конечно, шельф не присвоят себе воры. Какие? Сами знаете, какие.
Ах, госслужащие Крыма в апреле 2014 г. получили повышенную зарплату, а пенсионеры — пенсию. Зато цены на жилье и продукты увеличились в несколько раз, по ряду пунктов перекрыв Москву.
С лета 2014 г. в Крым хлынули украинские оккупанты, точнее, люди с украинскими паспортами. Им не нравилось жить ни на Украине, ни в России, а хотелось жить исключительно под крымским солнышком. Сколько их? Большой секрет. По моей оценке — 300—400 тысяч.
В Крыму самые красивые места побережья захватывают «новые русские», приехавшие из Москвы, Питера и Уренгоя. Они строят себе дворцы, но принципиально не желают вкладывать деньги в инфраструктуру Крыма — дороги, аэропорты, энергетику и т.д.
В Крыму уже окопались десятки тысяч «перекати-поле» со всей России. Для них строятся сотни бетонных коробок-небоскребов в Большой Ялте, Севастополе и других городах. На полуострове нет для них работы, но они и не собирались работать там. Зато «перекати-поле» дерут глотки, требуют первоклассное медицинское обслуживание, ясли, детсады, школы и т. д. из нищего крымского бюджета.
Крым в блокаде. Десятки тысяч крымчан имеют родственников на Украине, но не могут с ними общаться. Въезд и выезд из Крыма затруднен. В 2010 г. я приехал в Севастополь, взял билет на теплоход «Принцесса Елена» и через два дня был в Стамбуле. Большинство пассажиров были «челноками» — шоппинг-тур. Все это кануло в лету.
Какой убыток понесло сельское хозяйство полуострова только от отключения воды из Крымского канала. Кстати, по постановлению ООН отключение воды является актом агрессии. И это при том, что Крымский канал был построен в 1961—1971 годах за счет союзного бюджета, в котором львиную долю составлял вклад РСФСР.
Кстати, и вода в Днепре наполовину русская. Днепр вытекает в Смоленской области, равно как и все его восточные притоки — Десна, Псёл, Ворскла и другие. Одна угроза рабочих русских очистных сооружений на восточных притоках Днепра устроить забастовку гарантированно бы отрезвила киевских националистов.
А какие многомиллиардные убытки понесли крымчане за счет отключения электроэнергии, экономической блокады, отключения телефона, интернета и т.д. Любопытно, что весной 2014 года ряд украинских экономистов на страницах серьезных финансовых изданий пришли в ужас — а что если Россия в ответ на санкции против Крыма перекроет для Украины Керчь-Еникальский канал! По их прогнозам в этом случае украинская экономика должна была развалиться за полгода.
99% российских обывателей уверены, что морские суда ходят по Керченскому проливу. Так вот по проливу ходят рыбацкие баркасы, а даже небольшие морские суда ходят по Керчь-Еникальскому каналу. А построили оный канал в 1874—1877 гг. русские инженеры, русские рабочие и на деньги русской казны. Канал назвали Керчь-Еникальским по названию Керчь-Еникальского градоначальства, которому его подчинили.
В начале 2000-х годов через канал проходило от 50 до 150 судов в сутки. Стоимость лоцманской проводки одного суда составляла от 500 до 9000 долларов. Кроме того, с каждого судна украинцы собирали канальные и маячные сборы. Между прочим, сборы брались явочным порядком.
Суда длиной более 160 м и осадкой более 6 м проходят канал исключительно в дневное время. И до 2014 г. начальник Керченского порта каждому судну давал отдельное разрешение на проход Керчь-Еникальского канала.
Таким образом, чтобы перекрыть канал для судов, идущих в Мариуполь и Бердянск, достаточно… одного «бюрократа-самодура». Правда, нужно, чтобы он был в должности начальника Керченского порта. Возьмет, да и придерется к чему-нибудь. Конечно, на «самодура» можно и в суд подать, как в российский, так и в международный. Но пока суд да дело, пройдут долгие месяцы.
Канал находится в российских терводах и проходит через акваторию Керченского порта, на который ЕС наложило санкции. Ну и не шляйтесь туда, господа хорошие, раз запретили. Нет ни одного международного договора, регулирующего передвижение судов по Керчь-Еникальскому каналу. Ряд историков, включая меня, грешного, с весны 2014 года неоднократно требовали перекрытия оного канала. Однако Кремль побоялся и не стал защищать интересы крымчан.
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для Агентства ФинЭк