Крым процветает или «Всё хорошо, прекрасная маркиза»?
- Опубликовано 20 марта 2017
- Коллизии
- Автор: Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
Согласно версии наших СМИ, Крым процветает. Как говорится:
Веселится и ликует
Весь народ. И быстрее, шибче воли,
Поезд мчится в чистом поле.
Но, увы, поезда в Крым не ходят уже три года. Прекратилось движение и внутрикрымских электричек.
Замерло шесть крымских портов. Лишь изредка единичные суденышки под экзотическими флагами приходят в Инкерман забирать металлолом. Да еще одна-две самоходные баржи типа «река-море» болтаются в Массандровском порту, перевозя песок или иные сыпучие материалы. Начал было ходить паром в Турцию, но в феврале 2017 года турецкие власти приостановили паромное сообщение с Крымом без всяких объяснений.
В Крыму к 1991 году было не менее дюжины аэродромов с твердыми ВПП. Только на территории города Севастополя к 2014 году было два аэродрома — на мысе Херсонес и Бельбек в районе Любимовки. До 1991 года на оба аэродрома садились сверхзвуковые истребители. При разделе Черноморского флота Херсонес достался России и был объявлен «резервным аэродромом Черноморского флота». В итоге он весь зарос бурьяном, а кое-где построены дачки.
Половину аэродрома Бельбек использовали украинские военные, вторая половина была переоборудована в гражданский аэропорт. Если верить СМИ, он принадлежал Коломойскому. Из Бельбека самолеты летали в Москву, Киев и Турцию.
С апреля 2014 года обе половины аэродрома Бельбек стали использоваться российскими ВВС (позже ВКС).
Я ежегодно в августе-сентябре загораю на пляже в Любимовке и лично видел, как на Бельбекский аэродром ежедневно садятся по несколько пассажирских самолетов Ту-154, Ан-12 и др., но с красными звездами на фюзеляжах.
Любопытно, что за персонажи летают в Крым в бархатный сезон? Но это, как говорится, военная тайна.
В связи с железнодорожной блокадой и зависимостью Крымской паромной переправы от погоды я в начале 2014 года был уверен, что власти РФ станут использовать для перевозки грузов и пассажиров как минимум пять аэродромов в Крыму. Однако, несмотря на неоднократные просьбы Законодательного собрания и общественности Севастополя, дать городу хотя бы один аэродром военные категорически отказываются.
Рядом с Керчью функционировал огромный военный аэродром и испытательный центр Багерово. В украинский период он был заброшен. Ну а с 2014 года его растаскивают. Дело в том, что в коне 1980-х годов ВПП длиной 3500 м и ряд других ВПП были капитально отремонтированы, и на них положили бетонные плиты ПАГ-18. Их растаскивали кому не лень, в том числе на строительство подходов к Керченскому мосту.
Аэропорт Багерово в советское время. Сейчас летчики демобилизовались, самолеты пошли на лом, бетонные плиты украли
Теперь единственным гражданским аэропортом на весь Крым остался Симферопольский аэропорт. 17 марта 2017 года два самолета «Аэробус» компании «Уральские авиалинии» чудом избежали столкновения на взлетно-посадочной полосе международного аэропорта Симферополь. Как сообщило «Крыминформ» со ссылкой на источник на одном из бортов, попавших во внештатную ситуацию, инцидент произошел около 14.25: «Самолету А-320, вылетавшему рейсом U6-2932 в Екатеринбург, пришлось съехать за пределы ВПП, чтобы избежать столкновения с Airbus A-321 (рейс U6-521) из Москвы, совершившим посадку и направляющимся к терминалу». Позже появилась версия, что самолет выкатился из-за технической неисправности.
Неужели не понятно, что в случае катастрофы или теракта в Симферопольском аэропорту весь полуостров окажется без воздушного сообщения.
Я сам несколько раз не в сезон — в ноябре и феврале — добирался на такси по пробкам из аэропорта до окраины Симферополя свыше часа в направлении Севастополя и около часа в направлении Ялты. Говорят, что из Симферопольского аэропорта до Керчи автобусом ехать около 5 часов.
Но вот Севастополь остался без прямого автомобильного сообщения с Симферополем и аэропортом. 11 марта у села Поворотное произошел оползень, перекрывший движение. Через два дня оползень увеличился и охватил уже 4 гектара.
Директор департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя Игорь Титов сообщил, что дорожное покрытие просаживается на 10—15 сантиметров в сутки. Движение грунта зафиксировано на площади в 4 гектара.
Оползень на шоссе у села Поворотное
«Средства необходимы для проведения аварийно-восстановительных работ 300 метров трассы, создание в месте проседания асфальта “подушки” толщиной в 3,5 метра, а также для изыскательских работ на 4 гектарах и разработку проектно-сметной документации, которая позволит определить объём мероприятий и срочность проведения работ», — отметил руководитель ведомства.
Автомобили стали направлять в объезд через Северную сторону Севастополя. Причем, Южную и Северную бухты Севастополя в советские и украинские времена соединяла паромная переправа. 19 сентября 2016 года она была закрыта «из-за убыточности перевозок». Я сам за неделю до этого каждый день ездил на пароме и заверяю, что он был забит автомобилями, а на верхней палубе половина пассажиров стояла, поскольку все сидячие места были заняты.
С 1 февраля 2017 года переправа была открыта, но вместо двух стал курсировать один паром и не до площади Захарова, а до Радиогорки, расположенной у мыса Константиновского. От Радиогорки до пл. Захарова с большими интервалами ходит один автобус. Длительность поездки около 15 минут по кривым улочкам с разбитыми мостовыми.
Площадь Захарова — это центр Северной стороны, откуда автобусом можно попасть в любой район Северной, а также в города Кача, Евпатория, Саки и все прибрежные поселки.
В Севастополе в ближайшее время хотят почти на всех улицах установить платные парковки, пока 25 руб./час, а потом повысят. Власти врут, что горожане не будут платить за парковки. Ведь речь идет только о парковках у их домов. А свыше 90% севастопольцев живут в одном районе, а работают в другом.
Цены на продовольствие в Севастополе с февраля 2014 года возросли в 4—8 раз. В Крыму в 2015—2016 годах было зарегистрировано 300 тысяч автомобилей из других регионов, а в 2014—2016 годах в Крыму выдано 6 000 000 паспортов РФ. Это на 2 миллиона жителей полуострова? Кто туда въехал?
Сведения из компетентных, но не официальных источников. Все эти цифры держатся в секрете от населения.
Наши СМИ ежедневно долдонят о строительстве Керченского моста. А что будет после завершения строительства на автостраде Керчь — Симферополь, на улицах Симферополя, Ялты и Севастополя? Я 40 лет бывал в Севастополе — и при советской, и при украинской власти — и не видел пробок. Они появились в 2014 году.
Кто во всем этом виноват? Как всегда на Руси — дураки и дороги. Что делать? Срочно переоборудовать в гражданские 2—3 военных или заброшенных аэродрома. Тотально строить и ремонтировать дороги на всем полуострове. Прекратить хаотичную застройку городов, в первую очередь Севастополя и Ялты. Покупать квартиры в новых домах должны иметь право только коренные жители полуострова.
В 2014 году в Крым рванула армия российских чиновников, желающих управлять и богатеть. А вместе с ними «понаехали» толпы родственников и прочей челяди. Полная аналогия с ноябрем 1920 года. Тогда после эвакуации Врангеля тысячи советских управленцев рванули на полуостров.
Против этого нашествия резко выступил Дмитрий Ульянов, который до этого 15 лет провел на полуострове, от земского врача до руководителя Республики. Возмущенный Дмитрий Ильич писал в Москву в ЦК: «Ни в коем случае не следует, что для спецов нужно широко открыть ворота в Крым, чтобы они хлынули туда со своими семьями, сотрудниками и т.д. Это было бы совершенно недопустимо и противоречило бы смыслу декрета и желанию рабочих. В Крыму есть достаточно спецов, многих даже нужно убрать оттуда, чтобы они поучились на севере социалистическому строительству».
Увы, дело кончилось тем, что советская номенклатура добилась отзыва Ульянова в Москву.
Что изменилось за 95 лет? Опять Крым заполонили малограмотные специалисты «с севера». А, может, последуем совету Ильича и отправим их всех куда-нибудь в места не столь отдаленные, как экс-губернатора Меняйло?
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для Агентства ФинЭк