Мир грязных книжонок

Все как-то зациклились на том, что пишут графоманы, пишут неумело, плохо, бездарно, безыдейно. И мало кто обращает на еще одну ведущую особенность современной литературы, особенно белой, условно-европейско-американской, куда попадает и отечественный книжный продукт. Все это литература не просто бездарная, но и грязная.

Причем если бездарны авторы интуитивно и не всегда по принуждению, хотя бездарности активно пытаются научить в школах творческого письма, то грязны они просто в обязательном порядке и по призыву сердца. Писатель и извращенец, писатель и похабник - это почти синонимы.

Поэтому основная проблема, когда берешь в руки современную книжку, в том, что она грязна.

Писать сносно (чтоб сюжет, чтоб герои и проблема) можно научить и научиться.

Язык можно поправить, хотя зачем? Издатели сами стали косноязычны и теперь неумение изъясняться на родном языке - родовой признак современного литературного языка. Более-менее правильно говорящий читатель, чувствует себя очутившимся в дурдоме, открывая очередной текст, с прорвой разного рода "языковых открытий".

Но вот грязь из современной книги не выведешь никак. Речь идет не только об обязательном и совершенно излишнем интиме, но вообще о каком-то полукриминальном флере, который считается ныне хорошим тоном, какой-то общей нечистоплотности и развязности. Ожидаешь этого от каждого текста и почти никогда не ошибаешься.

Нынешняя литература пишется не только полуграмотными людьми и графоманами, но и просто дурными людьми, похваляющимися этим и возводящими грязь в норму.

И вот это основное противоречие между задачей литературы, которая должна по идее тянуть к свету, и беспросветной тиражируемой грязью (и в плане этики, и в плане эстетики) игнорируется постоянно.

Мы живем в мире грязных книжонок и мерзких до отвращения авторов. Ну какому человеку такая литература была бы приятна, кто бы хотел в ней копаться?

Сергей Морозов

Автор
Сергей Морозов
литературный критик

Сергей Морозов

Похожие статьи